Надежда Ануфриева
Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1 СЛАЙД.
Тема выступления «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
2 СЛАЙД. Актуальность проблемы гендерного воспитания.
3 СЛАЙД. Цель и задачи представлены на экране.
4 СЛАЙД. Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте.
Публикация «Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик.», «Девочки не могут быть пожарными.», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?.» Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.
Как выражаются учёные, «давайте договоримся о терминах». Что же такое гендер?
«Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их».
Ж. -Ж. Руссо
«Письма с горы»
В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» — это уже сфера гендерных стереотипов.
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.
Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.
Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».
5 СЛАЙД.
Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2–3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4–7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики — мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.
Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.
В таблице представлены психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет.
Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).
Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч, у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.
6 СЛАЙД. Игры по гендерному воспитанию.
Игра является основным двигателем прогресса для личности ребёнка. Игры в рамках гендерного подхода можно разделить по целевым группам:
Дидактические игры ( цель: обучение, формирование представлений, умения делать вывод и обобщать).
Игра «Какие имена мужские, а какие женские?» Дети называют имена мальчиков и девочек, которые им известны. Можно загадать имена, которые имеют и мужскую, и женскую форму (Женя, Саша).
Игра «Кто что надевает?». Дети определяют, в какую одежду нужно одеть девочку, а в какую — мальчика. Воспитатель «по ошибке» завязывает мальчику на голове бант или прикрепляет юбку, или девочке — пиджак с галстуком. Дети поправляют и сами выбирают свои варианты нарядов.
Игра «Взгляни и сложи». Дети по заданию составляют из геометрических фигур животных или предметы по образцу. Мальчики — самолёт, автомобиль, и др. Девочки — корона, кукла, цветок и др. Потом меняются задачами (девочки — ракету, а мальчики — бантик).
Игра «Опиши того, кто рядом». Игра направлена на формирование представлений о другом поле, сопоставлении себя с другими, а так же на выделении сходств и различий.
7 СЛАЙД
Сюжетно-ролевые ( цель: знакомство с полоролевыми моделями и сценариями, вариантами мужского и женского поведения, например, в семье и т. д.).
Игры «Семья», «Дочки-матери» способствуют творческой реализации детьми понятия об организации быта и семейных ролях.
Игры «Новоселье», «Строим дом», «Поездка на автобусе», «На приеме у доктора», «В парикмахерской» тренируют в игровых условиях, создавая представления о профессиях. Дети делают выводы, что мужчина больше отвечает за постройку дома, а женщина — за уют и быт.
Игры «Мы ждём гостей», «Идём в гости», «День рождения» способствуют закреплению культурных навыков, правил и норм вежливости, гостеприимства и доброжелательности, умения принимать и дарить подарки.
8 СЛАЙД
Подвижные игры
«Раз, два, три — беги!». Дети стоят около воспитателя и прислушиваются к команде. По команде «Раз, два, три, девочки (мальчики, к домику беги», соответствующая часть детей бежит к цели. Воспитатель может менять ориентир: «Раз, два, три девочки (мальчики, к песочнице беги».
«Утка, селезень и утята» В этой игре дети вырабатывают ответственность за других, у мальчиков и девочек воспитывается желание заботиться о подопечных. Выбирают маму-утку и папу-селезня, другие дети изображают утят, а также ястреба, охотящегося за птенцами. Утка и селезень с утятами плавают в озере. Внезапно налетает хищник. Утка и селезень должны, помогая друг другу, спрятать утят, закрыв их покрывалом. Обязательно нужно проговорить, что взаимопомощь важна, папы и мамы одинаково участвуют в заботе.
Игра «Ручеёк» воспитывает вежливое отношение к партнёрам во время активной деятельности.
9 СЛАЙД.
Творческая деятельность с точки зрения гендерного подхода.
Гендерный подход касательно продуктивной деятельности можно применять, например, в изготовлении детьми сувениров для родителей к праздникам:
- аппликация «Букет для мамы»;
- рисование «Портрет мамы»;
- лепка «Мимозы для бабули»;
- рисование «Я бы в летчики пошел…».
10 СЛАЙД
Также можно проводить инсценировки знакомых сказок. Они способствуют закреплению умения различать гендерную принадлежность (свою и других, расширению представлений о внешнем виде и чертах характера девочек и мальчиков, их интересах, также учат навыкам этикета и нормам вежливости.
11 СЛАЙД
Организация развивающей предметно-пространственной среды по гендерному воспитанию