Папки-передвижки

Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Надежда Ануфриева
Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 СЛАЙД.

Тема выступления «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

2 СЛАЙД. Актуальность проблемы гендерного воспитания.

3 СЛАЙД. Цель и задачи представлены на экране.

4 СЛАЙД. Значение гендерного воспитания в дошкольном возрасте.

Публикация «Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик.», «Девочки не могут быть пожарными.», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?.» Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.

Как выражаются учёные, «давайте договоримся о терминах». Что же такое гендер?

«Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их».

Ж. -Ж. Руссо

«Письма с горы»

В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» — это уже сфера гендерных стереотипов.

Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.

Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.

Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.

Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».

5 СЛАЙД.

Специалисты определяют ранний дошкольный возраст (2–3, 3,5 лет) как время, когда девочки и мальчики начинают осознавать, кто они, и обозначать себя, принимать свою гендерную роль. В позднем дошкольном возрасте (4–7 лет) дети понимают, что девочки вырастут женщинами, мальчики — мужчинами, то есть у них сформирована гендерная устойчивость.

Для облегчения детьми принятия собственной гендерной идентичности воспитатели и родители должны учитывать психологические отличия и особенности развития мальчиков и девочек.

В таблице представлены психологические различия мальчиков и девочек 3–5 лет.

Как это работает в воспитании? Поэтапно стимулируем слабые стороны, сильные — развиваем и переключаем на трудовую деятельность и помощь другим детям. Хвалим за достижения. Не ругаем за промахи. Нельзя сравнивать мальчиков и девочек, ставить одних в пример другим: даже ровесники, они разнятся по биологическому возрасту (девочки раньше взрослеют).

Есть мнение, что у девочек нужно дополнительно стимулировать крупную моторику (спортивные игры, кегли, мяч, у мальчиков — мелкую (конструкторы, кубики, шнуровки и проч.). Побуждайте мальчиков выражать свои эмоции, обсуждайте с ними их чувства. Если в группе имеются мальчики с задатками лидеров, непременно пристально изучите девочек, бывает, что девочке с лидерским потенциалом не даёт раскрыться мужское доминирование, дайте ей возможность проявить себя. Обязательно нужно признавать за детьми право быть собой вне зависимости от обстоятельств.

6 СЛАЙД. Игры по гендерному воспитанию.

Игра является основным двигателем прогресса для личности ребёнка. Игры в рамках гендерного подхода можно разделить по целевым группам:

Дидактические игры ( цель: обучение, формирование представлений, умения делать вывод и обобщать).

Игра «Какие имена мужские, а какие женские?» Дети называют имена мальчиков и девочек, которые им известны. Можно загадать имена, которые имеют и мужскую, и женскую форму (Женя, Саша).

Игра «Кто что надевает?». Дети определяют, в какую одежду нужно одеть девочку, а в какую — мальчика. Воспитатель «по ошибке» завязывает мальчику на голове бант или прикрепляет юбку, или девочке — пиджак с галстуком. Дети поправляют и сами выбирают свои варианты нарядов.

Игра «Взгляни и сложи». Дети по заданию составляют из геометрических фигур животных или предметы по образцу. Мальчики — самолёт, автомобиль, и др. Девочки — корона, кукла, цветок и др. Потом меняются задачами (девочки — ракету, а мальчики — бантик).

Игра «Опиши того, кто рядом». Игра направлена на формирование представлений о другом поле, сопоставлении себя с другими, а так же на выделении сходств и различий.

7 СЛАЙД

Сюжетно-ролевые ( цель: знакомство с полоролевыми моделями и сценариями, вариантами мужского и женского поведения, например, в семье и т. д.).

Игры «Семья», «Дочки-матери» способствуют творческой реализации детьми понятия об организации быта и семейных ролях.

Игры «Новоселье», «Строим дом», «Поездка на автобусе», «На приеме у доктора», «В парикмахерской» тренируют в игровых условиях, создавая представления о профессиях. Дети делают выводы, что мужчина больше отвечает за постройку дома, а женщина — за уют и быт.

Игры «Мы ждём гостей», «Идём в гости», «День рождения» способствуют закреплению культурных навыков, правил и норм вежливости, гостеприимства и доброжелательности, умения принимать и дарить подарки.

8 СЛАЙД

Подвижные игры

«Раз, два, три — беги!». Дети стоят около воспитателя и прислушиваются к команде. По команде «Раз, два, три, девочки (мальчики, к домику беги», соответствующая часть детей бежит к цели. Воспитатель может менять ориентир: «Раз, два, три девочки (мальчики, к песочнице беги».

«Утка, селезень и утята» В этой игре дети вырабатывают ответственность за других, у мальчиков и девочек воспитывается желание заботиться о подопечных. Выбирают маму-утку и папу-селезня, другие дети изображают утят, а также ястреба, охотящегося за птенцами. Утка и селезень с утятами плавают в озере. Внезапно налетает хищник. Утка и селезень должны, помогая друг другу, спрятать утят, закрыв их покрывалом. Обязательно нужно проговорить, что взаимопомощь важна, папы и мамы одинаково участвуют в заботе.

Игра «Ручеёк» воспитывает вежливое отношение к партнёрам во время активной деятельности.

9 СЛАЙД.

Творческая деятельность с точки зрения гендерного подхода.

Гендерный подход касательно продуктивной деятельности можно применять, например, в изготовлении детьми сувениров для родителей к праздникам:

- аппликация «Букет для мамы»;

- рисование «Портрет мамы»;

- лепка «Мимозы для бабули»;

- рисование «Я бы в летчики пошел…».

10 СЛАЙД

Также можно проводить инсценировки знакомых сказок. Они способствуют закреплению умения различать гендерную принадлежность (свою и других, расширению представлений о внешнем виде и чертах характера девочек и мальчиков, их интересах, также учат навыкам этикета и нормам вежливости.

11 СЛАЙД

Организация развивающей предметно-пространственной среды по гендерному воспитанию

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возрастаМини-музей в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста Доброго времени суток! Музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, помогает заложить нравственные основы,.

Виды игр и их роль в жизни, воспитании и обучении детей дошкольного возраста 2 слайд Игра — не просто любимое занятие детей, это ведущий вид деятельности дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования,.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Фотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыковФотоотчёт о воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков «Ну, что за неряха!» - в сердцах восклицает иной родитель, будто и не причастен к тому, что ребёнок таков. А ведь опрятность и аккуратность.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Методические рекомендации для воспитателей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста» Сказка - это способ общения с малышами на понятном и доступном им языке. это первые маленькие уроки жизни. В нашей работе с детьми младшего.

Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста»Проект «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста» «Роль настольных игр в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста». Паспорт проекта. Продолжительность проекта: сентябрь – ноябрь 2021.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Современный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игруСовременный подход учителя-логопеда с родителями по преодолению ОНР у детей старшего дошкольного возраста через игру Учитель-логопед: Рудь Н. А. “Без игры нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 июня 2023 в 09:56
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерный подход в воспитании детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Ануфриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД