Ольга Вокуева
Гендерное воспитание девочек и мальчиков
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ТЕМА: «Гендерное воспитание мальчиков и девочек»
По результатам анализа психолого-педагогических исследований, проведённых в России и за рубежом, установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей происходит формирование гендерной идентичности. Многие педагоги посвятили этой теме научные труды, мнения различны. Тем не менее ученые считают – девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях, а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях. У мальчиков выше, чем у девочек, математические способности, но при этом мальчики более агрессивны, чем девочки.
Публикация «Гендерное воспитание девочек и мальчиков» размещена в разделах
Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики с более сложными познавательными процессами. На девочек более влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие. Вопросов очень много, но ученые единодушны в одном – гендерная устойчивость формируется социокультурными нормами и в значительной степени зависит от отношений детей и родителей.
В учебном пособии по гендерной психологии Т. В. Бердас назвала особенности о преимущественности детей того или иного пола:
- по показаниям роста преимущество у мальчиков, но более раннее созревание у девочек;
- существуют различия в моторике мальчиков и девочек, никогда не рассматривать тот или иной пол в качестве эталона.
- в возрасте 3-4 и 5-9- лет девочки превосходят в зрительно- пространственных способностях;
- в старшем дошкольном возрасте отмечается преимущество девочек в произвольном внимании, в речевых способностях, в интересе к занятиям;
- девочки и мальчики одинаково испытывают страх в незнакомых и опасных ситуациях;
- мальчики эмоциональны так же, как и девочки, но скрывают свои эмоции и превосходят девочек по открытой, физической агрессии;
- самооценка более устойчива у мальчиков, чем у девочек;
- стремление отделиться от противоположного пола, появляется у девочек на третьем году жизни, а у мальчиков на четвёртом;
На основании этого, становится очевидным, что различия между девочками и мальчиками существуют, и они не должны оставаться незамеченными как родителями, так и педагогами.
Социально –эмоциональная среда для ребёнка, это не только родители, но и сверстники, которые фиксируют нарушение неписанного гендерного кода и жестоко наказывают нарушителей. Дети не приемлют в своём обществе поведенческих нарушений. Женственных мальчиков не принимают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот – мускулистых девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики.
Из практики: на занятиях девочки более активны, первыми поднимают руку, стараются ответить полным предложением; мальчики же не торопятся с ответом, ему необходимо больше времени для обдумывания, в результате девочки выглядят более знающими, чем мальчики. В этих случаях не нужно акцентировать не возможность мальчика ответить на вопрос, можно спросить его позже, в индивидуальном порядке. В таких случаях воспитатель может обратиться к родителям, которые дома позанимаются с сыном.
И воспитателям, и родителям важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах построенных на основе слухового восприятия, мальчики плохо воспринимают объяснение слуховое и для них предпочтительнее использовать визуальные средства (зрительные).
Для девочки важна интонация оценки, публичность (похвала в присутствии других) Для мальчиков важно указать чего он добился (чистить зубы, конструировать и желательно что бы мальчик указал детали конструкции и т. д.). Именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата и получив удовлетворение и радость он готов повторять одно и тоже много раз.
Самым сложным для воспитателя являются потасовки между мальчиками, которые не являются проявлением агрессии, а создают положительный эмоциональный фон. Тут необходимо научиться руководить ими. Например: предложить на перегонки пробежаться, сыграть в хоккей (футбол) друг против друга, предложить отбивать мяч, кто больше и т. д.
Воспитание будущих мальчиков и девочек закладывается не в детском саду, а дома в семье. Нам необходимо вспомнить традиции наших предков. Народные игры, которые мы играем в детском саду, были основаны на приобщение детей к традиционным занятиям (охоте, рыболовству, собирательству). Не только в играх, но и в совместном труде родители воспитывали девочек и мальчиков. У каждых из них были свои обязанности. Г. Е. Верещагин (педагог –исследователь) писал: «находясь при работах и занятиях родителей с малолетства, дети скоро и легко привыкали к работе, а родители незаметно старались подбадривать их…» Самооценка таких детей высокая и гендерная принадлежность формируется естественным путём. В наше время мы часто твердим о равноправии мужчин и женщин. Задумайтесь, а хорошо ли это? Ослабление отцовской власти в семье неминуемо приводит к тому, что формируется «общество без отцов», «общество без власти», в котором пассивная вседозволенность сочетается с социальной анархией» («воспитание ребёнка в русских традициях» Соколова Л. В. Некрасова А. Ф.)
Семья, по- прежнему, остаётся важнейшим институтом социализации ребёнка.
В семье ребёнок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание, дают ту опору, которая на многие годы определит характерные особенности личности.