Юлия Брюханова
Консультация для родителей «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочке и мальчику. В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, прогнозируется их будущее. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением пищи, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Консультации для родителей
- Темочки
Отцы в воспитании детей младенческого возраста принимали участие меньше, чем матери, но, начиная с 3 лет, они активно включались в воспитание ребенка. Так, например, в крестьянских семьях с 3 лет дети принимали пищу за общим столом. Девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента вся ответственность за воспитание детей ложилась на плечи родителей : за девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы.
От девочек и мальчиков дошкольного возраста требовалось строгое соблюдение норм морали: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность. Особенно значителен был статус женщины – матери. Ее воспитательное воздействие признавалось настолько определяющим, что и положительные, и отрицательные результаты воспитания приписывались в первую очередь ей.
Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец и другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.
Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата, Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.
Практически у каждого народа, населявшего территорию России, были свои излюбленные виды подвижных игр. Народные игры были основным средством для приобщения детей к традиционным занятиям : охоте, рыболовству, собирательству, ведению домашнего хозяйства. По содержанию все народные игры были доступны и девочкам, и мальчикам и создавали равные возможности для участия в них детей обоего пола.
Но не только в играх, но и в совместном труде со своими родителями воспитывались девочки и мальчики. При этом поощрения, похвала были естественными оценками детского труда.
Мальчики и девочки – два разных мира. Постичь направление и содержание Женственности и Мужественности можно, если исследовать так называемые женские и мужские сказки, т. е. сказки, в которых идет рассказ о девочке, девушке, женщине ("Золушка», «Крошечка-Хаврошечка» и т. п., в которых имеется определенный набор заданий для героини. Во-первых, она должна перебрать перемешанные семена. Во-вторых, прибрать в доме или выполнить задание, требующее от нее смекалки, но не применяя физической силы. И сказки, в которых речь идет о мальчике, юноше, мужчине, такие как «Жихарка», «Два Ивана», «Как мужик гуся делил» и т. д.
Используя пословицы, как нравственный урок, мы можем подобрать следующие сказки. Например, для мальчиков :
«Береги честь смолоду» - сказки «Иван – крестьянский сын», «Чудо – юдо» и др. «За совесть, за честь хоть голову снесть» - сказки «Стойкий оловянный солдатик» Андерсена, р. н. сказка «Катигорошек» и т. д. «Смелость города берет» - сказки «Старик и волк», «Кирило Кожемяка» и др. ится» - «У страха глаза велики», Л. Толстой. «Трус, что заяц, своей тени боится». «Саша был трус», «Лгун», р. н. потешка «Темнота» и т. д. «Мал да удал» - сказка «Лиса и рак», «Орел и воробей» и др. «Смекалка – второе счастье» - сказка «Каша из топора» и т. д. «И сила уму уступает» - Ушинский «Сила не право». «Храбр после рати, когда залез на полати» - сказка Л. Толстого «Еж» и т. д.
Например, для девочек – «Доброму везде добро» - Андерсен «Дюймовочка» и др. «Добрый человек добру учит» - Л. Н. Толстой «Старик сажал яблони», «Дед и внук» и т. д. «Кто умнее, тот достанет поскорее» - Л. Н. Толстой «Хотела Галка пить» и др. «Какова пряха такова на ней и рубаха» - «Донья Ерундина» ит. п. «Не имя красит человека, а его поступки» - р. н. сказка «Айога», Пермяк «Пичужкин мост», р. н. шутка «Сережки и Алешки» и т. д. Обратите внимание, во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.
Помещение, в котором проводят время дети, - это целый мир или даже множество миров для девочек и мальчиков. Здесь все, начиная от стен, мебели и заканчивая игрушками, становится для них своеобразным окном в мир. Гендерный подход необходим и в игре, и в обучении, так как все аспекты развития мальчиков и девочек различаются по скорости и по содержанию. У мальчиков больше развиты математические, инструментальные способности. Девочки более успешны в учебной и творческой деятельности, мальчики – в подвижных играх и на занятиях физкультурой. Поэтому учебно-воспитательную работу надо строить так, чтобы у каждого была сфера деятельности, где ребенок будет успешен, поскольку постоянная критика и стойкое отсутствие успеха негативно отражаются на развитии самооценки. Познавательная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания.
Воспитание мальчиков и девочек в современной семье.
В наши дни семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие системы общественного дошкольного воспитания, так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, занятость женщин, сокращение количества детей в семье, преобладание неполных семей и т. д., а также нередкое желание родителей переложить ответственность за развитие личности собственного ребёнка на плечи учреждений дошкольного воспитания.
Но роль семьи сохраняется. В семье ребёнок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других. Сердечность семейных отношений, забота и ласка, внимание к индивидуальности каждого ребёнка дают ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности личности.
В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учётом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности мальчиков и девочек дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребёнка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, хорошо знают индивидуальные особенности раннего развития своего ребёнка, основные симптомы недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с самого рождения находятся рядом.
В настоящее время значительная часть родителей положительно относится к воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей. Но только единицы знают, как это делать.
Помощь родителям в воспитании детей с учётом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, и проведение обучающих семинаров и конкурсов для родителей по этой теме. В настоящее время учёными и практическими работниками разработано множество эффективных приёмов влияния на родителей, которые могут использоваться по формированию у них гендерной компетентности. Но сотрудникам дошкольных образовательных учреждений в первую очередь важно помнить, что у родителей воспитанников тоже было детство, и воспоминания, связанные с ним, являются опорой при овладении новым педагогическим содержанием.
Можно воспользоваться активностью родителей при посещении праздников. В наибольшей степени отвечают решению задач, связанных с формированием у детей гендерной устойчивости – праздник девочек и праздник мальчиков.
У нашего народа другая культура, но кто нам мешает провести что-то подобное: например, праздник девочек построить так чтобы вызвать у детей интерес к образу девочек в русских народных сказках, а праздник мальчиков – к образу русского богатыря. Использовать потешки с образами не только мальчиков и девочек, но и животных, показать преимущество совместных игр, направленных на преодоление разобщённости между девочками и мальчиками…