Галина Филатова
Опыт работы «Кружковая театрализованная деятельность» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
кружковая театрализованная деятельность «Золотой ключик»
«Театр – волшебный край,
в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре познаётся мир»
С. И. Мерзлякова
Актуальность проекта
Публикация «Опыт работы „Кружковая театрализованная деятельность“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Театр. Кружковая работа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театральные студии и кружки для детей. Планы, программы
- Темочки
В современном обществе почти все дети увлечены компьютерами и другими новомодными гаджетами. Которыми родители заменяют детей, заменяя свое отсутствие в развитие ребенка, и ограждая от общения со сверстниками.
В связи с этим, возникают проблемы, с которыми мы все чаще встречаемся это страхи, заторможенность и суетливость детей, замкнутость, проблемы социально-коммуникативного общения и поведения в коллективе.
Так же дети значительно реже проявляют такие эмоции, как: восхищение, удивление, возмущение и сопереживание, все чаще проявляя равнодушие и черствость. Их интересы ограничены и однообразны.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – одно из решений данных проблем.
Это – одно из самых доступных видов искусства для детей, помогающее решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии. Значение и специфика театрализованного искусства заключается в познавательности, эмоциональности, сопереживании, коммуникативности, воздействии художественного образа на личность.
Цель проекта:
Приобщение детей к художественной литературе на примере сказок, накопление у детей запаса литературных художественных впечатлений.
Формирование умения самовыражения, творческого потенциала у воспитанников.
Развитие воображения, фантазии, образного мышления и положительных эмоций.
Обогащение познавательного, литературного, опыта детей.
Задачи проекта:
1. Знакомить с различными видами сказочных произведений, учить узнавать персонажей сказок, знать название и пересказывать содержание, учить придумывать сказки самим.
2. Закреплять и совершенствовать умение использовать средства выразительности (мимика, интонация, жест, поза, движения).
3. Уметь самостоятельно обыгрывать разные виды театров.
4. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр, в создании и передаче образов, распределении ролей, в подготовке необходимых атрибутов и декораций спектакля.
5. Развивать у детей умение слушать, познавать, сравнивать, сопоставлять, развивать связную речь, мышление, внимание, память, воображение.
6. Воспитывать отзывчивость и сопереживание, любовь к сказкам, бережное отношение к книгам.
7. Возобновить традиции семейного чтения с помощью привлечения родителей к реализации проекта.
8. Привлечь родителей совместно с детьми посещать библиотеку, мероприятия в ДК нашего города.
Участники проекта:
воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, родители воспитанников ДОУ.
Новизна и актуальность программы:
Программа обучения кружка «Золотой ключик» по театрализованной деятельности с дошкольного возраста позволяет активизировать процесс формирования нравственных начал у ребенка через работу и в качестве самодеятельного исполнителя, и в качестве активного театрального зрителя. Это, в свою очередь, способствует саморазвитию личности ребенка, обогащает его духовный и нравственный мир, формирует активную жизненную позицию.
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей старшего дошкольного возраста, овладение
навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В соответствии с ФГОС реализуются задачи ориентированные
на социализацию и индивидуализацию развития личности детей дошкольного возраста. Воспитание потребности духовного
обогащения ребенка, способности взаимодействовать
со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества
личности - все это и делает программу актуальной.
Цель кружковой работы - воспитание ребенка, развитие нравственных, волевых, творческих качеств личности, раскрытие индивидуальности, формирование позитивных черт характера, воспитание творческой личности.
Основными задачами кружка «Золотой ключик» являются:
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление;
• Снимать зажатость и скованность;
• Развивать интегративные качества, эмоциональную отзывчивость, креативность;
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Формировать социально-личностные качества, коммуникативность;
• Развивать интерес к сценическому искусству;
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность;
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами;
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов;
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства;
• Развивать эмоционально-волевую сферу ребенка;
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены;
• Воспитывать культуру поведения в театре.
Организация кружка :
проводятся два раза в неделю, во второй половине дня, продолжительность 25 минут.
Программа построена с учетом следующих принципов:
1) принцип систематичности и последовательности;
2) принцип доступности;
3) принцип наглядности;
4) принцип интеграции.
В программе выделены следующие направления:
1. Игровое творчество
2. Песенное творчество
3. Танцевальное творчество
4. Основные принципы драматизации
5. Основы кукольного театра
6. Основы актёрского мастерства
7. Проведение праздников с показом театра
8. Самостоятельная театрализованная деятельность
Формы и методы организации театрализованной деятельности :
Просмотр кукольных спектаклей в ДОУ и беседы по ним;
Игры - драматизации; словесные, настольные;
Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Упражнения по формированию выразительности исполнения;
Отдельные упражнения по этике и разнообразные творческие задания;
Упражнения в целях социально - эмоционального развития детей;
Разучивание произведений устного народного творчества;
Пантомимические этюды и упражнения; импровизация;
Участие в праздниках и развлечениях;
Постановка спектаклей «Красная шапочка», «Путешествие в лес»
по ПДД;
Показ спектаклей для детей дошкольного возраста, родителей в ДОУ;
Проект кружка по театрализованной деятельности в форме презентации на педагогическом совете.
Методика работы с детьми кружка по театрализованной деятельности
строится поэтапно:
Сначала я знакомлю детей с текстом; затем мы вместе коллективно воспроизводим текст сказки; обсуждаем сюжет, характер и особенности каждого персонажа. Когда я читаю детям сказки, то изначально уже начинаю знакомить детей со сказочными персонажами, выделяя каждого соответствующей интонацией, мимикой, жестами, чтобы дети смогли прочувствовать их характер. Стараюсь заинтересовать их сюжетом сказки, чтобы им хотелось «встретиться с ней и ее героями еще не один раз». Далее одному ребенку предлагаю пересказать за всех персонажей.
На личном примере обыгрываю сюжет сказки.
Работа над ролью. Распределение ролей:
Самое главное моему мнению и опыту работы не коем случае при распределение ролей нельзя навязывать ребенку роль, которая ему не нравится. Обязательно необходимо учитывать желания детей и самостоятельный выбор роли. Дети обычно выбирают роль, которая им больше подходит по характеру, темпераменту, которую они лучше чувствуют и смогут сыграть. Воспитатель же в свою очередь основывается на собственном наблюдении, ведь каждого ребенка знает хорошо. Как показываем моя личная практика, наблюдательность и мнение воспитателя сходятся с желаниями детей. Робких детей, замкнутых, стеснительных, испытывающих некоторые трудности перед выступлением на людях, необходимо постепенно подводить и готовить к выступлению. Сначала их можно брать в качестве зрителей, затем давать наиболее простые роли с малым количеством диалогической речи, побуждая к тому, что без них мы с другими ребятами не справимся, что их роль очень главная в нашем спектакле или инсценировке и т. д. Хвалить за каждый шаг их личной победы. Постепенно подводя к наиболее главным ролям.
Выполняю совместно с детьми ряд творческих заданий для лучшего ознакомления с персонажами и сюжетом, куда входит следующее:
Форма работы :
Театрализованные игры;
Игры драматизации, инсценировки;
Игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;
Игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;
Этюды на выражение основных эмоций, характера, образа персонажей;
Игры и упражнения на развитие навыков общения;
Формирование доброжелательных отношений к окружающим в коллективе;
Использование ИКТ;
Посещение театров в ДОУ, ДК нашего города;
Взаимодействие с родителями.
Виды театров :
театр масок
театр настольный
театр пальчиковый
театр конусный
театр игрушек
театр варежковый
театр теней
театр эмоций
театр вязаный
театр на ложках
театр магнитный
театр кукольный
театр би-ба-бо
Организация уголка театрализованной деятельности :
В группе «Бабочки» организован уголок для театрализованных представлений, спектаклей.
В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным театром, теневым театром.
В уголке располагаются:
различные виды театров : настольный театр, театр масок, пальчиковый, конусный, варежковый и др. ; декорации для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски; атрибуты для различных игровых театрализованных представлений, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Работа с родителями :
Работа по театрализованной деятельности будет более эффективной и результативной при участии родителей. Если родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам. А беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают дома закреплять знания и навыки, полученные детьми, тем самым, достичь желаемых нами результатов.
Консультации:
«Театр в жизни ребёнка»
«Сказочные герои, глазами детей»
«Роль художественной литературы в развитии речи детей»
«Играйте вместе с детьми»
«Сказкотерапия в жизни дошкольников»
Ширма «В гостях у сказки», «Правило поведения в театре»
Буклет «Как устроить домашний театр для детей»
Анкетирование родителей «Театр дома»
Предполагаемый результат проекта для родителей:
1. Получение консультаций по вопросам театрализованной деятельности. 2. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
Методическая копилка для воспитателей:
1. Составить перспективный план работы по театрализованной деятельности.
2. Разработать НОД с использованием ИКТ, инсценировками, театрализованными играми.
3. Организовывать «День открытых дверей» для родителей с
показом театрализованных представлений в ДОУ.
4. Подобрать и оформить методический материал по театру.
5. Подготовить совместно с родителями атрибуты и декорации к театру.
Возможности проекта для воспитателей:
1. Повышение знаний в театрализованной деятельности через чтение художественной литературы, инновационных технологий.
2. Улучшение отношений между детьми. 3. Укрепление связи с родителями.
Вся жизнь детей насыщена игрой.
Каждый ребенок хочет сыграть свою роль.
Моя задача - научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать,
вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт,
все это помогает осуществить театр.
Перспективы:
Продолжать работу театрального кружка «Золотой ключик».
Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, технологии, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков.
Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли с показом.
Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.
Воспитательно – образовательный процесс выстраиваю с учё том рекомендаций:
Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович Программа по театрализовано - игровой деятельности «Театр – творчество».
М. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» учебно - методическое пособие по театрализованной деятельности.
Выводы по проекту:
В результате проведенной работы по развитию творческой личности средствами театрализованной деятельности у детей появилась возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы. Что способствовало формированию и развитию коммуникативных навыков, мышлению, вниманию, памяти и воображению, снятию чувства стеснения и закомплексованности.
Хочется отметить, что важна заинтересованность самого педагога в своей кружковой работе. Известно, что заинтересовать детей, чем-либо, взрослый может только, когда он увлечен сам.
По моему мнению, каждый ребенок внутри артист, только кто-то достаточно раскрепощен, не стесняется и показывает свои способности, а кто-то боится. Здесь на помощь должны прийти мы – взрослые: родители, специалисты и воспитатели. Мы должны поддержать и помочь в развитии творческой личности, наших детей. А потому необходимо помочь раскрыться, снять «оковы» стеснения и замкнутости. На собственном опыте работы могу сказать, что с помощью театрализованной деятельности мне это удается.
Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно,
Всегда готовый утверждать
Все, что на свете человечно.
Здесь все прекрасно – жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра!