Елена Логунова
Совместная познавательно-исследовательская деятельность «Электричество и электроприборы»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе «Электричество и электроприборы»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения и проявления статистического электричества
Образовательные задачи:
Обучающие:
• Расширить знания об электричестве и электроприборах;
Публикация «Совместная познавательно-исследовательская деятельность „Электричество и электроприборы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
• Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества;
• Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.
Развивающие:
• Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
• Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
• Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при обращении с электричеством;
• Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход совместной деятельности
Организационный момент, эмоциональный настрой: дети вместе с воспитателем встают в круг и берутся за руки
Собрались все дети в круг,
Ты – мой друг и я – твой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дорогие ребята! Я рада вас всех видеть. Даня а почему ты не улыбнулся?
Проблемная ситуация: ребенок рассказывает. У меня дома не работает вся техника. А почему все сломалось, я не знаю.
Воспитатель: Ребята, давайте вместе разберемся. Может, кто ни будь, знает в чем дело.
Ответы детей:
Воспитатель.
Загадка-стихотворение:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
(Электричество)
Воспитатель: – Ребята, всегда ли люди знали о существовании электричества? (ответы детей)
Воспитатель: – Много лет назад человек не знал, что электричеством можно пользоваться. Трудно приходилось, человеку справляться с жизненными проблемами. Сейчас люди используют различные электрические приборы, а как же раньше они жили без них?
Давайте на несколько минут вернемся в прошлое и посмотрим, что использовали люди вместо электрических приборов.
Дидактическая игра «Что есть, что было».
Разделимся на команды. Команда «настоящего» и команда «прошлого». Перед детьми из команды «настоящего» лежат карточки бытовой техники, которая помогает нам сейчас. Возьмите любую карточку и подумайте, какой предмет заменял его до появления электричества. Перед детьми из команды «прошлого» лежат карточки предмета, который заменял его до появления электричества (дети должны составить пары было-стало.)
пылесос – веник;
утюг – гладильная палка;
швейная машина – игла;
электролампа – свеча
счеты – калькулятор
шуруповерт-отвертка веер - вентилятор
Воспитатель: – Молодцы! Справились с заданием. Посмотрите, сколько всякой техники усовершенствовал человек благодаря электричеству. Мы увидели, как было раньше, и можем порадоваться, как стало удобно сейчас.
Воспитатель: А вы знаете, как электричество приходит в дом?
Посмотрите на картинку. Как электричество приходит в дом.
Воспитатель комментирует: Это – гидроэлектростанция. Под большим напором вода поступает в турбину, где с помощью генератора вырабатывается электричество (показ картинки электричества). Оно подаётся в специальные подстанции, а от них ток по проводам бежит к нам домой, в больницы, на заводы и туда, где люди не могут обойтись без электричества.
Воспитатель: На что похож электрический ток?
Ответы детей: на прутики, ниточки.
Воспитатель: Электрический ток похож на реку. В реке течёт вода, а по проводам текут маленькие частицы-электроны (ток).
Двигательная пауза «Провода»
Дети вместе с воспитателем встают друг за другом. В ходе движения проговаривают стихотворение:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Подойди к столу включить свет
Правила безопасного обращения при работе с электроприборами
Правило 1. Не засовывайте в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические!
Почему? Потому что ток, как по мостику переберётся по предмету на вас и может сильно повредить здоровью.
Правило 2. Не прикасайтесь мокрыми руками к проводам!
Почему? Вода является проводником электрического тока.
По проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.
Правило3. Опасно влезать в трансформаторные будки.
Правило 4. не пользуйся самостоятельно розеткой, проси взрослых включить или выключить электроприбор.
Воспитатель читает стихотворение:
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК
Вижу розетку внизу на стене
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит,
Нашим приборам работать велит?
Зверя зовут электрический ток.
Очень опасно играть с ним, дружок!
Руки подальше от тока держи.
Пальцы в розетку совать не спеши!
Если попробуешь с током шутить,
Он разозлится и может убить.
Ток – для электроприборов, пойми,
Лучше его никогда не дразни!
Воспитатель: Молодцы ребята все правила знаете.
Дети, как вы думаете, в природе можно встретить электричество?
Ответы детей:
Воспитатель: разряд молнии это тоже разряд электричества. Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду, видны искры. Это тоже электричество. Иногда расческа липнет к волосам, и волосы встают дыбом. Это вещи, волосы, наше тело электризуются. Такое электричество называется – «статическое электричество». Повторите.
Дети повторяют
Воспитатель: – Статическое электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть.
Ребята вы хотите научиться создавать «статическое электричество»?
ОПЫТЫ
Опыт 1 с воздушным шариком.
Воспитатель: Посмотрите на шарик, интересно, а как он держится на стене? Вы хотите узнать? Возьмём с вами воздушные шары и потрём о свои волосы. Прислоним к стене той стороной, которой натирали. Что произошло?
бОтветы детей: шар повис на стене, наэлектризовался.
Воспитатель: Почему он повис?
Ответ детей: мы зарядили его от себя.
Вывод: человек является проводником, мы наэлектризовали шарик с помощью трения.
Опыт 2 как отделить соль от перца
На столе стоит поднос на нем лежит смесь из перца соли. Можно ли разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Возьмём небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяную ткань, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.
Вывод: На поверхности ложки после соприкосновения с шариком появилось электрическое поле, которое притянуло крупинки, а поскольку перец легче соли, он первым прыгает на шарик. Соль тоже притягивается, именно поэтому, чтобы собрать на шарик только перец, нужно подносить его к смеси очень медленно.
Опыт 3 летающие бабочки
Пластмассовые расчески по количеству детей, мелкие кусочки бумаги (бабочки, шерстяная тряпочка.
Воспитатель: - А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными. У меня есть вот такие бабочки (показывает бумажных бабочек разложенных на разносе). Возьмите с подноса пластмассовые расчески и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?
Дети: - Ничего не происходит, бабочки лежат спокойно.
Воспитатель: - А как вы думаете, что может произойти с нашими бабочками, если мы познакомим их со статическим электричеством?
Ответы детей
Воспитатель: - Сейчас мы сделаем эти обычные расчески волшебными, электрическими, и они помогут бабочкам взлететь. Возьмите кусочек шерстяной материи и натрите им пластмассовую расческу. Медленно поднесите расческу к бабочкам и потихоньку поднимите ее. Бабочки тоже будут подниматься. Почему?
Дети: - расчески стали электрическими и бабочки прилипли к ним, притянулись.
Воспитатель: Как расчески стали электрическими?
Дети: - Их натерли кусочком шарфика.
Вывод: расчески наэлектризовалась и мелкие кусочки бумаги (Бабочки) прилипли
Опыт 4 танцующая фольга
Возьмём алюминиевую фольгу, нарезанную очень узкими и длинными полосками. Проведите несколько раз пластмассовой расческой по своим волосам или и натрите пластмассовую расческу о кусочек шерстяной материи, а затем поднесите её к полоскам фольги. Полоски начнут "танцевать". Процесс притягивания и отталкивания полосок идет непрерывно, создается впечатление, что "фольга танцует".
Вывод: Разноименные статические заряды притягиваются друг к другу, а одноименные отталкиваются.
Молодцы ребята сегодня мы с вами узнали, как электричество приходит в дом. Повторили правила безопасного обращения при работе с электроприборами. Научились создавать «статическое электричество».