Пушмина Кристина
ФЭМП «Знакомство с геометрической фигурой (прямоугольник)» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Получение опыта характеризовать объект (плоские геометрические фигуры) в процессе изучения признаков и свойств геометрических фигур в познавательной деятельности.
Задачи:
1. Познакомить с понятием «прямоугольник». Опытным путем определить сходства и различия между квадратом, треугольником, кругом.
2. Развивать представления детей о плоских геометрических фигурах (квадрат, треугольник, круг, выделять их свойства и признаки.
Публикация «ФЭМП „Знакомство с геометрической фигурой (прямоугольник)“ в средней группе» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Прямоугольник. Геометрическая фигура
- Средняя группа
- Темочки
3. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Словарная работа: Геометрические фигуры, треугольник, квадрат,
круг, прямоугольник, прямоугольная, треугольная, квадратная, круглое.
Предварительная работа с детьми: решение логических задач, плоскостное конструирование из геометрических фигур, игры с разрезными картинками «Чего не стало?», «Найди похожую фигуру».
Подготовка к проведению занятия: подготовить дидактический материал, создать презентацию PowerPoint, расставить столы, проветрить помещение, подготовить раздаточный материал.
Оборудование: ИКТ оборудование, мольберт, аудиозапись «Поезд», мешочек, 4 обруча.
Демонстрационный материал: Презентация, магнитная доска с комплектом плоских геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, изображение «Королевство», комплект плоских геометрически фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник) большего размера.
Раздаточный материал: 1 круг, 1 квадрат, 1 треугольник, 1 прямоугольник, карточка с контуром 4 геометрических фигур - на одного ребенка; геометрические фигуры 2 круга, 2 треугольника, 2 квадрата, 2 прямоугольника для дидактической игры «Волшебный мешочек».
Методические приемы: Сравнение, повторение, объяснение, вопросы детям, сюрпризный момент, предположения, наложение, игровые приемы, словесные приемы, наглядные приемы, практические приемы.
Планируемый результат: Дети могут назвать признак и свойство геометрической фигуры (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, сравнить фигуры между собой.
Ход занятия:
Организационный момент.
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево.
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём. Утро доброе начнём!
( Дети: встают в круг, берутся за руки, проговаривают текст, выполняют движения).
Мотивационный компонент.
В: Ребята сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Хотите посмотреть?
(Включаю презентацию с аудиозаписью)
Здравствуйте, дети маня зовут Королева Математики. У меня в королевстве случилась беда. Злая волшебница заколдовала жителей королевства. Все геометрические фигуры забыли свои названия. И я не знаю что мне теперь делать, как помочь геометрическим фигурам вспомнить свои названия.
В: Ребята как помочь жителям королевства? Правильно, мы поможем им вспомнить свои названия!
В: Для этого нам нужно отправиться в Королевство Математики. А на чем мы можем туда добраться?
(На самолете, на поезде и т. д)
В:Хорошо, отправимся на поезде (самолете). Все готовы? Тогда в путь!
(Совместно с детьми совершаю движения «паровозиком» под аудиозапись Поезд»)
Основная часть.
В: Вот мы и попали в Королевство Математики.
(Обращаю внимание детей на мольберт с изображением королевства)
В: Ребята интересно, а кто живет в этом королевстве. А для того что бы узнать нам нужно отгадать загадки.
1. Я фигура хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик мой любимый брат,
Потому что я. (Квадрат)
2. Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это. (Круг)
3. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки-
Кто же я? (Треугольник).
(После отгадывания загадок прикрепляю на мольберт геометрические фигуры)
В: Молодцы ребята все загадки отгадали!
А как можно назвать их одним словом?
(Фигуры)
В: А какие это фигуры?
(Плоские геометрические фигуры)
В: Повторите.
В: Давайте посчитаем сколько фигур.
(Счет фронтальный и индивидуальный)
В: А какой по счету круг? Какой по счету квадрат? Какой по счету треугольник?
(Обращаю внимание детей на столы. Предлагаю присесть)
В:Ребята присаживайтесь за столы геометрические фигуры очень хотят что бы вы поиграли с ними.
(Поочереди показываю геометрические фигуры)
В: -Что это (круг, что вы про него знаете?
-А это что (квадрат).Что у него есть?
-Покажите стороны.
-Посчитайте, сколько сторон у квадрата? (У квадрата 4 стороны.)
-Покажите углы.
Посчитайте, сколько углов у квадрата? (У квадрата 4 угла.)
-Квадрат - это фигура, у которой есть 4 стороны и 4 угла.
Повторите.
В:Что это? (Треугольник.)
-Что есть у треугольника (У треугольника есть стороны и углы.)
-Покажите и посчитайте стороны и углы у треугольника. (3 стороны, 3 угла.)
-Как вы думаете, почему треугольник так называется?
- Треугольник —это фигура, у которой 3 стороны и 3 угла.
-Это прямоугольник. Повторите.
-Положите перед собой. Что это?
-Обведите пальчиком.
-Что есть у прямоугольника? (Стороны и углы.)
-Покажите стороны.
-Сколько сторон у прямоугольника? (Четыре.)
-Покажите углы.
-Сколько углов у прямоугольника? (Четыре.)
-Прямоугольник —это фигура, у которой 4 стороны и 4 угла.
-Повторите.
-Чем похожи квадрат и прямоугольник? Чем отличаются? А как можно проверить? Чем похожи прямоугольник и круг? Прямоугольник и треугольник? Как проверить? Наложите, проверьте.
В:А теперь посчитаем сколько у нас фигур.
(Четыре)
В: Какие молодцы! Как много вы знаете про геометрические фигуры!
(Раздаю карточки с контуром геометрических фигур)
В: Ребята, а мы сможем подобрать для фигур место на карточке? Попробуем?
Д/И «Подбери фигуру»
(Детям которые справились быстрее других можно предложить разрезные картинки «Собери фигуру»)
В: Все справились! Молодцы! Посмотрите какой здесь красивый мешочек. Интересно что в нем. Подходите, проверим.
Д/И «Волшебный мешочек»
(Дети с закрытыми глазами достают геометрическую фигуру, называют ее)
В: А теперь предлагаю вам превратиться в геометрические фигуры. Хотите? Покружились, покружились, в геометрические фигуры превратились. Посмотрите внимательно, у каждой фигуры есть свой домик. Будьте очень внимательными!
Д/И «Найди свой домик»
Раз, два, три, все фигуры в дом беги!
(Дети занимают места в обруче в соответствии со своей геометрической фигурой).
В: Раз, два, три, фигуры из домика беги.
(Меняю фигуры в обручах)
Провести игру 2-3 раза.
В: Покружились, покружились, в ребятишек превратились!
В: Замечательно! Присаживайтесь на места. Еще фигуры хотят что бы мы построили из них интересные предметы. Как думаете что можно построить? Посмотрите, я возьму прямоугольник соединю с треугольником. Что у меня получилось? Какой формой дом? Какой формой крыша? А теперь попробуйте сами.
(Направляю детей, подсказываю, помогаю. Спрашиваю что построили, из каких фигур).
Заключительная часть.
В: Ребята как вы думаете мы помогли фигурам вспомнить свои названия? Какие вспомнили? С какой фигурой познакомились? Чем прямоугольник отличается от круга, от треугольника, от квадрата? Все правильно сказали, умницы.
В: Нам пора возвращаться в детский сад.
(Совместно с детьми совершаю движения «паровозиком» под аудиозапись Поезд»)
В: Вот мы и в детском саду. Ой, мне пришло письмо. Посмотрим?
(На слайде появляется Королева Математики, благодарит детей за помощь)
В: Ребята где мы сегодня побывали? Кому помогли? Как помогли? Что нового узнали? А кому вы об этом расскажете? А у нас в группе есть предметы похожие на геометрические фигуры?
В: Кому было сегодня интересно - хлопните три раза.
Кому не интересно - два раза.
Кому было трудно или не понятно хлопните один раз.
(Дети делятся впечатлениями друг с другом и с воспитателем)