Елена Лентина
«Дары Фребеля» в современной дошкольной педагогике
▼ Скачать + Заказать документы
Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (1782-1852) – известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Он очень рано потерял мать. В его детстве с ним никто не занимался, ребенок был предоставлен самому себе. Видимо, поэтому позже он и заинтересовался созданием учреждения для маленьких детей.
В 1839 году Ф. Фрёбель в Блакенбурге открыл учебное заведение для игр и занятий взрослых с детьми дошкольного возраста. Через год Ф. Фрёбель назвал созданное им учебное заведение «детским садом», а работающих в нем педагогов называли тогда «садовницами». Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор.
Публикация «„Дары Фребеля“ в современной дошкольной педагогике» размещена в разделах
Ф. Фрёбель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основые методики обучения детей в нём. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке.
Фребель в своем учении говорил, что стремление к деятельности проявляется в игре. Играть и быть ребенком одно и тоже. Ребенок, который теряет охоту к игре, болен.
Ф. Фрёбель разработал свой дидактический материал (т. е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фрёбеля». В дары Фрёбеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д.
Цель дидактических игр Ф. Фрё беля: гармоничное и целостное развития ребенка.
Задачи:
- расширение представлений об окружающем мире;
- сенсорное развитие;
- развитие конструктивной, познавательно-исследовательской деятельности;
- развитие логических, умственных способностей: речи, памяти, внимания;
- развитие творчества, фантазии.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» применяется в таких областях, как:
1. «Социально-коммуникативное развитие».
2. «Познавательное развитие».
3. «Речевое развитие».
4. «Физическое развитие».
5. «Художественно-эстетическое развитие».
Знакомство с каждым из даров происходит по одним и тем же этапам:
- визуальное обследование «Дара» как целого;
- свободная игра ребёнка с «Даром»;
- обыгрывание постройки и связь её с предметным и социальным окружением ребёнка;
- совместное конструирование с педагогом;
- конструирование по образцу;
- конструирование и переконструирование, манипуляции с наборами: большое – маленькое, трансформация одного в другое, предоставление работе новых частей, качеств;
- самостоятельная деятельность ребёнка с «Даром» в силу уже имеющегося опыта.
Игра с Дарами – это удивительная, «волшебная» деятельность, в чем-то схожая с фокусами иллюзиониста. На твоих глазах большой куб, состоящий из разных элементов, будь то кубик, «кирпичик», треугольная призма, может стать диванчиком для куколки, сидением метро, египетской пирамидой или античным храмом. Как увлекательно формы могут сменять друг друга: лестница превращается в кресло, кресло в стол, стол в кровать, а потом снова в куб! И за всем этим стоит интереснейшая история, которую можно придумать вместе с ребятами, или любимая сказка, которую можно показать целиком, используя всего лишь собранный из разных частей куб.
В современной дошкольной педагогике «дары Фрёбеля» можно рассматривать как обучающий материал, развивающий умственные, творческие, конструкторские, коммуникативные, интеллектуальных, познавательных, игровых способностей ребёнка. Соответствуют успешному решению задач по реализации ФГОС дошкольного образования. Активно применяется в свободной и организованной деятельности с детьми. Детям очень нравится заниматься с дарами. Ребята с большим интересом и с удовольствием играют с игровым пособием «Дары Фрёбеля», создают композиции, придумывают сюжеты и обыгрывают знакомые сказки. Пособия очень красочные, изготовлены из специального материала.