Наталья Владиславовна Тарасова
Роль кружка «Чувашская история и культура» в этнокультурной педагогике
▼ Скачать +Заказ
Выступление на районном заседании педагогов дополнительного образования
«Роль кружка в этнокультурной педагогике»
Этнокультурное образование – это система овладения родным языком, традиционными знаниями, приобщения к культурному наследию, сохранения прогрессивных традиций семьи и быта, самореализации детей в современной реальной жизни.
Публикация «Роль кружка „Чувашская история и культура“ в этнокультурной педагогике» размещена в разделах
Целенаправленная организация этнокультурного образования детей необходима с дошкольного возраста и предполагает развитие у них определенных социальных качеств, приобретение ими социального опыта и общения в окружающей среде. Её основная цель – приобщение ребенка к ценностям культуры родного народа, воспитание духовно-нравственной личности, которая знает, уважает и продолжает традиции своей семьи, этноса. Это зависит от качества организации образовательной деятельности, где родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре народа.
Сегодня формирование и развитие системы этнокультурного образования в условиях многонационального Поволжья стало одним из приоритетных направлений деятельности МУ «Управление образования». Мы видим явный новый расцвет культур коренных народов Поволжской земли. Открываются детские сады, школы и классы с обучением на родном языке. Национальные праздники собирают тысячи людей самых разных национальностей. На Ульяновском телевидении работают целые программы на высоком уровне, представляющие культуру народов Среднего Поволжья. Именно поэтому системе образования отводится важная роль в процессах возрождения, сохранения и развития национальной культуры народов, проживающих на территории района и области.
Я думаю, все согласятся, что первый пласт культуры, несомненно, это язык народа. И изучение родной культуры и традиций, прежде всего, следует начать с усвоения родного языка. Язык следует рассматривать как единое духовно-культурное пространство национального бытия. С усвоением родного языка тесно связано формирование у обучающихся патриотических чувств и толерантности. Та нация, которая неустанно заботится о сохранении и развитии своего языка, по настоящему продлевает свою национальную жизнь.
Актуальность моей работы заключается в том, что
- во-первых, в настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа и народов, проживающих рядом, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны;
- во-вторых, обострение межэтнических отношений, сложность и неоднозначность этнокультурных процессов, происходящих в обществе, стимулируют интерес учащихся к истории народов, живущих на территории их региона, к познанию их истоков и корней.
- в-третьих, Конституция Российской Федерации гласит: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённый общей судьбой …». На территории нашего района и области проживают представители многих национальностей. В школе (из 256 учащихся) обучается русских (163 человека, татар (48, чуваш (41, мордвы (1, украинцев (1, бурят (2).
Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника.
Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.
Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Цель моей работы заключается в пробуждении у обучающихся живого интереса к изучению культуры народов Поволжья, формирование человека патриота, отличающегося высокой нравственностью, толерантностью, при которой решаются следующие задачи:
1. изучение прошлого и настоящего Ульяновского района, обычаев, традиций и духовной культуры народов, проживающих в Ульяновске, районе и области,
2. формирование и сохранение семейных ценностей и традиций,
3. активизация поисковой деятельности учащихся,
4. принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации,
5. воспитание чувства гордости за свой многонациональный народ, его культурное наследие.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии.
Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, природа, человечество.
Основными принципами построения моей работы является:
- тесное сотрудничество детей, руководителя и семей учащихся;
- единство образовательной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных и возрастных особенностей;
- соблюдение добровольности участия в деятельности, дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности.
В ходе изучения занятий по программе дополнительного образования «Чувашская история и культура» максимально реализуются межпредметные связи (русский язык и литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология, что служит средством гармоничного развития учащихся.
На занятиях используется техническое оснащение: компьютер, мультимедиа, магнитофон, аудиозаписи народных мелодий разных национальностей.
Активно в работе использую связь с другими учреждениями: школьный и районный музеи, Дом детского творчества, музыкальная школа, Центр культуры и досуга, детская и районная библиотеки, музей им. И. Я. Яковлева в г. Ульяновске.
Разрабатывая дополнительную программу, учитываются возрастные способности, интересы и индивидуальные особенности детей.
Во время занятий возникает духовное общение, особая эмоциональная, интеллектуальная, нравственная атмосфера. Радостная, благотворно тревожащая воображение ребёнка ритмичная череда календарно - обрядовых праздников, трепетное ожидание, затем разрядка в эмоционально, эстетически, нравственно значимом соучастии станет устойчивой традицией, украшающей жизнь ребят.
Для реализации поставленных задач используется различные формы работы: беседы, экскурсии, игры, праздники-концерты, проектная деятельность, исследовательская деятельность.
При использовании материалов к урокам в сети Интернет обнаружила, что есть на сайтах («Одноклассники», «ВКонтакте») различные группы «Чувашская кухня», «Музыка на чувашском языке», «Чувашская одежда», «Изучаем чувашский язык» и многое другое, что помогает в работе и при подготовке к конкурсам и мероприятиям.
Будучи еще и учителем технологии на своих занятиях широко применяю элементы культуры татарского, чувашского и мордовского народа в сравнении с элементами культуры других народов Поволжья. Кроме как на занятиях по изучение родного (нерусского) языка изучение ведется по сквозной программе обучения на уроках изобразительного искусства, трудового обучения используются орнаменты разных народов для украшения различных изделий, изготовленных руками учащихся. На занятиях по кулинарии девочки учатся готовить национальные блюда, на уроках физической культуры разучивают игры разных национальностей, на уроках музыки – национальные народные песни.
Вовлечению детей в систему национального образования во многом способствует разнообразие форм работы с детьми и родителями. Формированию национального сознания, раскрытию творческого потенциала учащихся подчинена работа не только самой школы.
Мой кабинет оснащен различными учебно-методическими пособиями по изучению истории и культуры родного языка.
Мои воспитанники дополнительного образования принимают активное участие в районных олимпиадах по чувашскому языку, места еще не занимаем, но достижения есть.
Также принимаем активное участие в общешкольных, районных и областных мероприятиях таких как:
- в фестивалях детского чувашского народного творчества «Мы разные, но мы вместе»,
- «САРПИКЕ» (чувашская красавица,
- «Путене» (Перепелочка, которые проводятся ежегодно,
- в конкурсах сочинений «Мой любимый родной язык - народной мудрости родник»,
- «Национальные новогодние елки»,
- активное участие принимаем на празднике земли и плуга «Сабантуй» и «Акатуй».
Ежегодно в феврале месяце проводим месячник родного языка, посвященный международному дню языка, в рамках месячника проводятся литературные гостиные, встречи со знаменитыми людьми. Конкуры, викторины, фестивали, выставки, поездки по знаменитым местам в разные города и т. д., совместно с администрацией Дома детского творчества и МУ «Управление образования». Каждый день мероприятия проводятся посвященные культуре родного народа, населяющего Поволжье. Чистота и напевность родной речи проникают в души детей с самыми первыми детскими впечатлениями, порождая чувство гордости за свой народ, родной язык, за свою страну.
В апреле проводим неделю родного чувашского языка, посвященный ко дню рождения И. Я. Яковлеву.
В целях укрепления учебно-материальной базы ежегодно происходит пополнение кабинетов новыми наглядными пособиями, техническими средствами, инструментами и др.) популяризации творчества известных просветителей чувашского народа.
В целях обеспечения преемственности в изучении культурного наследия Российских этносов и воспитания подрастающего поколения на культурном и духовном наследии народов России для учителей педагогов дополнительного образования участвовала в прошлом учебном году в районном смотре – конкурсе кабинетов по изучению родного (нерусского) языка. Заняла 3 место.
Как педагог дополнительного образования активно принимаю участие в региональном конкурсе «Лучший учитель родного языка», «Сердце отдаю детям».
Основные направления в деятельности кружка - изучение истории родного края, создание уголка старинного быта, пропаганда чувашских народных традиций. Основными формами и методами работы являются лекции, беседы, встречи с жителями поселка, оформление выставок и экспозиций, проведение экскурсий, поисково-исследовательская деятельность, составление летописи поселка, проведение викторин, внеклассных мероприятий, составление родословной своей семьи. Лекции и беседы строятся в плане знакомства с историей, культурой и бытом жителей поселка. Посещение жителей, встречи и беседы с ними дают опыт этнографической работы, помогают приобрести коммуникативные навыки. Составление экспозиций и выставок, проведение экскурсий, внеклассных мероприятий, конкурсов и викторин позволяют сделать школьный уголок важным средством учебно-воспитательного процесса в школе, а у детей воспитывают ответственность.
Составление летописи поселка и школы, родословной своей семьи воспитывают понимание того, что человек не одинок, у него глубокие и давние корни на этой земле.
Все собранные материалы, вещи и реликвии вылились в создание в школе краеведческой комнаты-музея. Организация школьной комнаты-музея - результат работы учащихся, учителей и родителей разных поколений. В основе этого лежит поиск, глубокий интерес к прошлому, любовь к родному краю. Каждый старый, пожелтевший архивный листок, воспоминание ветеранов, каждая чудом уцелевшая старинная вещь или фотография - целая история, которую мы бережно храним и передаем следующему поколению учителей и учеников школы. Музей является связующей нитью разных поколений учителей и учащихся, жителей нашего поселка и близлежащих деревень, наших далёких предков.
В нашей школе изучаются лучшие традиции народной педагогики, возрождаются незаслуженно забытые обычаи, обряды и ритуалы. Изучать историю своего народа, гордиться богатством его культуры, учиться наслаждаться красотой родной речи, свято чтить вековые традиции и народную мудрость, уважать традиции других народов, жить в мире и согласии с ними - это путь к сохранению самобытности и взаимному обогащению культур.
Развитие самобытной культуры чувашей происходило и происходит в постоянной связи с культурами других народов Поволжья. Ее изучение предполагает внимательное отношение к национальным особенностям, культуре, языку, обычаям, песням и танцам других народов. Каждая нация – часть человечества, его достояние.
Успех организации внеклассной работы во многом зависит от методического мастерства педагога, его умения определить содержание, цели и задачи внеклассной работы. Также подобрать соответствующий материал к нему, преподнести его воспитанникам в доступной и занимательной форме. Я, как педагог-организатор, как заместитель директора по воспитательной работе МОУ Ишеевской ООШ, выполняю педагогическую и творческую работу особого рода. Мне необходимо многое уметь и быть сценаристом, постановщиком, заранее знать, что сделать для того, чтобы на большой площадке не «затерялся» ни один исполнитель и его было всем видно и слышно, и многое другое.
Мне, как организатору, важно учесть отношение детей к таким формам досуга и стремиться к тому, чтобы ребята получали наибольшую возможность развития и обогащения своего интеллектуально-творческого потенциала. При подготовке к празднику «заражаю» детей праздничным настроением, несу его в себе, готовясь вместе со всеми к празднику. Очень важно, чтобы дети при этом испытывали:
• ощущение личной причастности;
• стремление к широкому общению с другими людьми;
• особый эмоциональный настрой, вызванный общественным настроением.
Совокупность этих понятий и создаёт праздничную ситуацию в конкретном детском обществе, что является очень важным педагогическим моментом деятельности педагога.
В воспитательной работе с детьми и подростками необходим и дифференцированный подход, отражающий психолого-педагогические особенности того или иного возраста, выявляющий и реализующий творческие возможности и запросы ребят.
Ульяновский район — многонационален. Здесь живет много представителей народов Поволжья. Это русские, татары, чуваши, удмурты, башкиры, марийцы, мордва и другие народы.
В нашем поселке Ишеевке сейчас проживает чувашей – это третья по численности этническая группа в районе после русских и татар. Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они – в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории области.
У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.
В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух.
Наш поселок Ишеевка расположен на территории Ульяновского района. Хочу сказать, что особенно почитается населением праздник им к. им к – летний праздник, посвященный поминовению усопших. Чувашский им к начинается спустя семь недель после Пасхи, с четверга перед Троицей. Женщины и дети ходят в лес, собирают лечебные травы и коренья, веники и ветки различных деревьев и ветки втыкают в окна, двери, ворота строений, чаще всего – рябиновые, считается, что они предохраняют от злых духов. В банях парятся вениками из разных пород деревьев, мылятся отваром разных видов трав. Это считается целебным средством. Собранные травы хранятся в течение всего года. Сначала устраивают дома поминовение усопших, после едут на кладбище «провожать покойников». На кладбище совершают моление духам предков, в дар умершим оставляют полотенце, рубаху, платок. После «проводов» усопших сородичей можно веселиться, и молодежь начинает водить хороводы.
В наши дни им к слился еще с двумя чувашскими праздниками. Это Асла Учук (большой Учук) - обряд жертвоприношения и полевое моление об урожае, у одинокого дуба в поле, у ключа, озера. И второй праздник – Сумар чук – жертвоприношение дождю или моление о дожде.
В последнее время нам кажется, что мир народных традиций ушёл в прошлое. Современные люди не носят одежду по традиции, а носят одежду по моде, предпочитают есть импортные продукты, купленные в универмаге, а не те, что выращены в собственном огороде. И кажется, что люди перестали выполнять дедовские обряды и ритуалы. Но это не совсем так. Народ, несмотря ни на что, всё ещё помнит и соблюдает традиции и обычаи своих предков. Ведь если мы утеряем свою традиционную культуру, это может обернуться бездуховностью, огрублением, духовным одичанием. Сейчас общество поворачивается к своим истокам, начинает поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, растерянное. И оказывается, что обряд, обычай, ритуал, который пытались забыть, выкинуть из памяти, на самом деле являются символом, направленным на сохранение вечных общечеловеческих ценностей: мира в семье, любви к природе, заботы о доме и хозяйстве, людской честности, добра и скромности.