елена попова
Фразовый конструктор для детей с интеллектуальными нарушениями «Составляем предложения»
▼ Скачать + Заказать документы
Фразовый конструктор для детей с интеллектуальными нарушениями
Фразовый конструктор.
Дети с интеллектуальными нарушениями имеют стойкий характер речевых нарушений. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения. Речевые нарушения у таких детей носят системных характер, то есть страдают все компоненты речи, такие как фонематический слух, звукопроизношение, словарный запас, лексико-грамматический строй, связная речь.
Темочки:
Работа по формированию связной фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной логопедической работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.
У детей с особыми образовательными потребностями фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы. Прорабатываются все уровни родного языка – лексика, грамматика и конечно же, звукопроизношение.
Для формирования высказывания используются различные приемы: использование схем при составлении описательных рассказов, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники.
В своей работе по развитию связной речи у детей с интеллектуальными нарушениями я использую фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать предложение – фразу. Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.
Безусловно, такой вид работы появился не на пустом месте. Я использовала картинно-графические планы рассказов, предложенные Бардышевой Т. Ю, Моносовой Т. Н. Позднее я познакомилась с фразовым тренажером Н. Коняхиной.
Принимая во внимание природу дефекта и обусловленную им структуру нарушения, я определила цель работы по использованию ФК - создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.
Пособие ФК направлено на решение следующих задач:
Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
Обучение построению двухсловных и трехсловных предложений;
Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
Формирование связности и четкости высказывания;
Развитие зрительного, слухового, кинестетического анализаторов;
Работа над пониманием сказанного.
Этапы работы.
1. Перед началом работы с ФК, обучаю детей соотносить слова с игрушками и изображениями, т. е. дети должны понимать, о чем или о ком будет идти речь. Учу понимать смысл первых глаголов. Перед конструктором развиваю навык использования однословной фразы, т. к именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это кукла. Девочка играет.
2. Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь.
3. Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Мальчик ест кашу. Девочка гуляет в парке. Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентуировать падежные окончания. Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения. (в, за, под, над)
4. Вводим определение в предложение : «Это красный шар»
5. Четырехсловная фраза. Мама несет большую сумку. Мама гладит голубое платье.
Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.
Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию связной речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.