Костромина Елена Анатольевна
Фразовый конструктор как средство формирования речи у дошкольников с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, без сомнения, имеют серьезные проблемы в коммуникации. Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдают все компоненты речи. Спонтанное речевое развитие ребёнка с ТМНР протекает замедленно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Трудности в овладении словарным запасом, грамматическим строем речи, умением строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания, в их логическом оформлении препятствуют осуществлению полноценной коммуникации. Без сомнения, отсутствие речи отрицательно влияет на качество жизни ребёнка, на отношение к нему детей. Такому ребёнку необходима своевременная квалифицированная помощь. Но традиционные формы работы не всегда эффективны с детьми, долгое время остающимися неговорящими. Поэтому одним из способов развития коммуникативной компетентности для таких детей может стать формирование у них навыков общения с помощью средств поддерживающей коммуникации. Для формирования высказывания у детей нами используются различные приемы: использование графических символов (пиктограмм, слов – табличек, общеупотребительных жестов, схем, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники. В своей работе по развитию речи у детей с ТМНР на различных этапах, мы используем фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать коррекционно – развивающую работу.
Публикация «Фразовый конструктор как средство формирования речи у дошкольников с ТМНР» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
«Фразовый конструктор» - это наглядная, визуальная опора для высказывания. С его помощью ребёнок формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов.
Цель данного пособия: создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.
Задачи:
1. Формировать активный и пассивный словарь;
2. Обучать построению распространённых и нераспространённых предложений;
3. Формировать связность и четкость высказывания;
4. Учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения;
5. Развивать зрительное, слуховое и тактильно – двигательное восприятие.
Решение этих задач требует планомерной и систематической работы, направленной на постепенное расширение объема и усложнения структуры и содержания предложения.
Коррекционно – развивающая работа с применением фразового конструктора строится в соответствии с принципами обучения:
-принцип «от более реального к более абстрактному» : предмет- рисунок - графический символ (пиктограмма);
-принцип избыточности символов: совмещение пиктограмм, жестов, слов – табличек с обязательным вербальным сопровождением невербального символа говорящим собеседником;
- принцип постоянной поддержки мотивации;
-принцип функционального использования средств поддерживающей коммуникации.
Описание пособия:
«Фразовый конструктор» представляет собой набор полей и набор картинок, по которым ребенок учится проговаривать слова и строить предложения. Опираясь на изображения, он учится четко и последовательно проговаривать требуемое слово, или фразу. Картотека изображений и пиктограмм включает в себя: членов семьи, животных, транспорт, продукты питания, одежду, мебель, овощи, посуду, а также схематичные обозначения действий (глаголы, условные обозначения предлогов, признаков предметов и т. д.
Перед началом использования «Фразового конструктора» необходимо проводить подготовительную работу. Сначала учим детей соотносить слова с предметами. Совершая действия с этими предметами, учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Именно это будет базой к расширению и структурированию фразовой речи. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к построению предложений. Затем учим детей соотносить изображение предмета и слова. Таким образом, мы постепенно переходим к работе с «Фразовым конструктором». Необходимо начинать работу с «Фразовым конструктором» на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция должна быть четкая и короткая, с использованием двусоставной фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Отрабатывается как звукопроизношение, так и слоговая структура слова.
На разных этапах работы с ребёнком нами используются пособия разных авторов в комбинированном виде. Это зависит от возможностей и индивидуальных особенностей детей, а так же от поставленной задачи.
1. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией «От слова к фразе»
Новикова – Иванцова Т. Н. Пособие состоит из 3 книг. В первой книге собран материал, по которому можно научить ребё нка составлять предложение из 2-х слов: подлежащего и сказуемого, во второй книге добавляется категория числа существительных и глаголов. Материал третьей книги позволяет научить ребё нка составлять предложения из 3 слов: подлежащего, сказуемого и дополнения.
2. Дидактическое пособие «Большой фразовый конструктор» С. Шапошниковой. Он состоит из 780 карточек для занятий на разнообразные лексические темы, в том числе 66 глаголов, 18 предлогов, а так же 7 видов схем предложений.
3. Дидактическое пособие «Говорящие картинки» И. Н. Ананьевой, которое является приложением к авторской программе «Посмотрите, я говорю!» и состоит из методических рекомендаций и разрезного пиктографического материала. Особенностью данного комплекта является применение графических символов, жестов, табличек в ходе непосредственно организованной деятельности ребёнка. Материал представлен в виде лексических тем. В каждой лексической теме предусматривается работа по накоплению пиктографического словаря существительных и глаголов. Далее накопленный словарь применяется для построения простой фразы разной наполняемости. А на следующем этапе эти знания закрепляются и совершенствуются в работе над связной речью в форме рифмованного и повествовательного текста «Запомни и расскажи», «Посмотри и расскажи». Это пособие очень удобно использовать для закрепления речевого материала дома с родителями.
4. Дидактическое пособие Ж. А. Травкиной «Формирование слоговой структуры слова» в двух частях:
-для формирования слоговой структуры слов на первых этапах работы с детьми ОНР 1-го уровня речевого развития любого возраста:
-для начальных этапов коррекционной работы по формированию слоговой структуры;
- для работы по коррекции произношения звуков (включая звуки раннего онтогенеза)
Фразовый конструктор можно использовать на этапе введения вызванного (поставленного) звука в слоги для детей с любой речевой патологией.
Можно выделить определенные этапы работы с пособием:
1) Первоначально проводим работу по ознакомлению ребёнка со словом «Это». Вместе с ребенком не торопясь проводим пальцем от картинки со словом - обозначения "Это" к слову, означающему предмет. Речь должна быть четкой, медленной. Акцентируем каждый слог на первых порах.
2) Закрепление умения составлять простое двусоставное предложение. Логопед знакомит детей с грамматическими категориями существительного и глагола. Решаются такие задачи как:
• Закрепление конструкции «предмет + действие»;
• Работа над грамматическими категориями существительного;
• Усвоение грамматических категорий глагола.
Для формирования двухкомпонентного высказывания используется предметная картинка и пиктограмма действия. Подбирается материал, доступный детям по звуко - слоговой структуре. Как правило, начинаем работать со словами 1типа слоговой структуры. На данном этапе отрабатывается умение грамотно задавать вопросы «Кто это?», «Что это?» и отвечать на них фразой. «Что делает?» - знакомит с символами основных действий, учим устанавливать связи между предметом и действием.
3) Работа по формированию трехсловных предложений с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что) Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентировать падежные окончания.
4) Работа по формированию трехсловных предложений с косвенным дополнением (Кто? Что делает? Где). Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения (в, на, за).
5) Вводим определение в предложение. Учим отвечать на вопросы словами – да или нет.
6) Работа над фразой из 4 слов (прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение).
Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь.
Картотека игр с фразовым конструктором
Дидактическая игра «Назови картинку»
Цель игры: ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря.
Игровой материал: картинки фразового конструктора, обозначающие существительные, действия, прилагательные цвета, величины, формы, предлогов.
Игровые действия:
1 вариант. Педагог показывает детям картинки, задавая к ним вопросы:
- Это кто? (Что)
- Что делает?
- Какой?
- Где кружок на картинке?
Дети отвечают, проговаривают слова. Педагог контролирует речь детей, предлагает повторить…
2 вариант. Педагог просит найти картинку, которую назовет. Педагог проговаривает слово, дети ищут картинку, проговаривают, что нашли.
Дидактическая игра «Определи действие»
Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к существительному. Активизация словаря действий.
Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и действия.
Игровые действия:
Детям предлагаются картинки существительные и действия по любой лексической теме. Детям необходимо подобрать действие к существительному. Педагог выкладывает картинку обозначающую существительное, задает вопросы:
- Это кто? (Что,
- … что делает?
Ребенок подбирает картинку действие. Затем предложить проговорить фразу, показывая каждую картинку.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая признак к существительному. Активизация словаря признаков.
Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и прилагательные цвета, величины, формы, эмоций.
Игровые действия:
Педагог показывает, выкладывает существительное, просит сказать, что или кто это, задает вопрос - «Какой, какая, какое?». Дети подбирают картинку обозначающую признак предмета, проговаривает фразу. Педагог контролирует, чтобы ребенок показывал каждую картинку, проговаривал слова правильно. При необходимости допускается сопряженная речь (вместе с ребенком) и отраженная речь (ребенок повторяет за взрослым).
Дидактическая игра «Скажи предложение»
Цель игры: упражнение в подборе слов к заданному изображению.
Игровой материал: картинки фразового конструктора.
Игровые действия:
Педагог составляет предложение из картинок фразового конструктора, дети проговаривают слова, на которые он показывает. Слова проговариваются сначала медленно, а затем быстрее. Картинки можно подбирать по лексическим темам.
Дидактическая игра «Добавь слова»
Цель игры: развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение.
Игровой материал: картинки фразового конструктора : существительные, действия. Признаки, существительные дополнения.
Игровые действия:
1 вариант. Педагог предлагает детям добавить слова в предложение, выкладывает существительное и действие, дети добавляют слово дополнение, например. «Бабушка купила… куклу, платок, огурцы». Педагог организует работу с предложением, задает вопросы к каждому слову, просит повторить предложение.
2 вариант. Педагог предлагает послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (красное, длинное и т. д.? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»
Дидактическая игра «Мостик»
Цель игры: составление предложения из трех слов. Упражнение в подборе слова, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета.
Игровой материал: картинки фразового конструктора.
Игровые действия:
Педагог выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт», «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т. д.
Дидактическая игра «Составь предложения»
Цель игры: развитие умения составлять предложения при помощи картинок фразового конструктора.
Игровой материал: картинки фразового конструктора
Игровые действия:
1 вариант. Педагог предлагает составить предложение по опорным словам в начальной форме. Например: Стоит, на, кактус, столе. Поливать, фиалку, мама. Папа, роза, несет. Герань, бабушка, на, смотрит. Купить, дедушка, алое… Дети находят нужные картинки, проговаривают получившееся предложение, правильно согласуя слова.
2 вариант. Педагог предлагает составить предложение по двум опорным словам в начальной форме. Например: мама, суп. Дети находят нужные картинки, самостоятельно распространяют предложение, добавляя еще картинки, затем проговаривают предложение.
3 вариант. Педагог предлагает составить предложение по картинкам. Он показывает разные картинки, а дети составляют предложение и проговаривают его. Например, мальчик едет. Можно попросить проговорить предложение всем или индивидуально, затем педагог показывает другую картинку.
4 вариант. Педагог показывает сюжетную картинку, а дети составляют по ней много разных предложений. Работа с предложениями как в предыдущем варианте.
5 вариант. Педагог предлагает картинки фразового конструктора и просит составить предложение. Дети составляют предложение по данным картинкам. Например: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Ест, видит, собирает, дает, дарит… Ягоды, малину, клубнику, смородину…
Дидактическая игра «Волшебные слова»
Цель игры: развитие связной речи, закрепление умения правильно строить предложение, развитие слухового внимания.
Игровой материал: картинки фразового конструктора.
Игровые действия:
Педагог говорит детям предложение, в котором все слова поменялись местами, и предлагает построить правильное предложение. Дети выкладывают предложение при помощи картинок фразового конструктора, произносят предложение, правильно согласуя слова.
Дидактическая игра «Живые слова»
Цель игры: упражнение в составлении предложений.
Игровой материал: картинки фразового конструктора.
Игровые действия:
Педагог раздает детям картинки фразового конструктора. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось правильное предложение. Можно предложить поменяться местами. Дети по порядку называют свою картинку, получается предложение, или желающий ребенок проговаривает предложение.
Дидактическая игра «Кто? Что?»
Цель игры: упражнение в составлении предложений, используя разные модели.
Игровой материал: картинки фразового конструктора.
Игровые действия:
Педагог предлагает составить предложение при помощи картинок по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том:
- Кто? Что делает? (Брат ест);
- Какой (какая, какое? Что? (кого) (Зеленый огурец) :
- Кто? Что делает? Что? (Маша поливает помидоры);
- Кто? Что делает? Какой (какая? Что? (Мама гладит длинную юбку);
- Кто? Что делает? Где (на чем? (Кошка лежит на диване…
Дидактическая игра «Скажи, где…»
Цель игры: упражнение в составлении предложений с предлогом, уточнение пространственных отношений.
Дидактический материал: картинки фразового конструктора, обозначающие существительные, действия, предлоги.
Игровые действия:
Перед началом игры вспомнить предлоги, как они изображены на картинках фразового конструктора.
1вариант. Педагог предлагает сюжетную картинку, просит рассказать, где находится кот и составить предложение, используя маленькое слово - предлог. Дети называют, где кот и составляют предложение.
2 вариант. Педагог просит детей послушать предложение и вставить пропущенный предлог. Дети составляют предложение, проговаривают его. Например:
- Пчела села…цветок.
- Кот лежит…коробке…
3 вариант. Педагог предлагает детям предложение с неправильным применением предлога, дети исправляют ошибку, заменив предлог.
4. вариант. Педагог предлагает детям рассказать, где спрятан заданный предмет, опираясь на схему предложения и найти его.
Использование фразового конструктора является прекрасной опорой для ребенка с задержкой речи. Оно идеально подходит для работы с детьми, имеющими как сенсорную алалию, так и моторную алалию, ОНР, ЗПРР, ЗРР. Ребенок запоминает последовательность слов, формирует умение строить фразу благодаря многократному повторению. Ценность этой методики состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений. Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.
«Фразовый конструктор» - так же послужит отличным помощником родителям.
Благодаря использованию этого пособия у детей ускорился процесс развития речи.
Литература:
1. Ананьева И. Н. Говорящие картинки: дидактический комплект: методические рекомендации и практический материал/ И. Н. Ананьева под ред. Е. А. Соколовой, А. Д. Яковистенко. - Самара изд. Кузнецовой, 2015.- 132 с.
2. Новикова – Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией, в 3 книгах. Москва.
3. Травкина Ж. А. Формирование слоговой структуры слова.
4. Шапошникова С. Большой фразовый конструктор. «Составь предложение» Пособие для логопедов.
5. Руфа Инесса Константиновна. От слова к фразе.