МААМ-картинки

Фразовый конструктор как средство формирования речи у дошкольников с ТМНР

Костромина Елена Анатольевна
Фразовый конструктор как средство формирования речи у дошкольников с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, без сомнения, имеют серьезные проблемы в коммуникации. Речевые нарушения у таких детей носят системный характер, то есть страдают все компоненты речи. Спонтанное речевое развитие ребёнка с ТМНР протекает замедленно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются не сформированными. Трудности в овладении словарным запасом, грамматическим строем речи, умением строить предложения логически последовательно, структурировать высказывания, в их логическом оформлении препятствуют осуществлению полноценной коммуникации. Без сомнения, отсутствие речи отрицательно влияет на качество жизни ребёнка, на отношение к нему детей. Такому ребёнку необходима своевременная квалифицированная помощь. Но традиционные формы работы не всегда эффективны с детьми, долгое время остающимися неговорящими. Поэтому одним из способов развития коммуникативной компетентности для таких детей может стать формирование у них навыков общения с помощью средств поддерживающей коммуникации. Для формирования высказывания у детей нами используются различные приемы: использование графических символов (пиктограмм, слов – табличек, общеупотребительных жестов, схем, опорных карточек, знакомство со схемами предлогов, с приемами мнемотехники. В своей работе по развитию речи у детей с ТМНР на различных этапах, мы используем фразовые конструкторы, которые помогают выстраивать коррекционно – развивающую работу.

Публикация «Фразовый конструктор как средство формирования речи у дошкольников с ТМНР» размещена в разделах

«Фразовый конструктор» - это наглядная, визуальная опора для высказывания. С его помощью ребёнок формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов.

Цель данного пособия: создание таких условий, которые были бы необходимы и достаточны для устранения и предупреждения речевых нарушений.

Задачи:

1. Формировать активный и пассивный словарь;

2. Обучать построению распространённых и нераспространённых предложений;

3. Формировать связность и четкость высказывания;

4. Учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения;

5. Развивать зрительное, слуховое и тактильно – двигательное восприятие.

Решение этих задач требует планомерной и систематической работы, направленной на постепенное расширение объема и усложнения структуры и содержания предложения.

Коррекционно – развивающая работа с применением фразового конструктора строится в соответствии с принципами обучения:

-принцип «от более реального к более абстрактному» : предмет- рисунок - графический символ (пиктограмма);

-принцип избыточности символов: совмещение пиктограмм, жестов, слов – табличек с обязательным вербальным сопровождением невербального символа говорящим собеседником;

- принцип постоянной поддержки мотивации;

-принцип функционального использования средств поддерживающей коммуникации.

Описание пособия:

«Фразовый конструктор» представляет собой набор полей и набор картинок, по которым ребенок учится проговаривать слова и строить предложения. Опираясь на изображения, он учится четко и последовательно проговаривать требуемое слово, или фразу. Картотека изображений и пиктограмм включает в себя: членов семьи, животных, транспорт, продукты питания, одежду, мебель, овощи, посуду, а также схематичные обозначения действий (глаголы, условные обозначения предлогов, признаков предметов и т. д.

Перед началом использования «Фразового конструктора» необходимо проводить подготовительную работу. Сначала учим детей соотносить слова с предметами. Совершая действия с этими предметами, учим понимать смысл первых глаголов, дифференцировать их. Именно это будет базой к расширению и структурированию фразовой речи. Перед работой с конструктором, развиваем навык использования однословной фразы, так как именно она является отправным пунктом к построению предложений. Затем учим детей соотносить изображение предмета и слова. Таким образом, мы постепенно переходим к работе с «Фразовым конструктором». Необходимо начинать работу с «Фразовым конструктором» на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция должна быть четкая и короткая, с использованием двусоставной фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Отрабатывается как звукопроизношение, так и слоговая структура слова.

На разных этапах работы с ребёнком нами используются пособия разных авторов в комбинированном виде. Это зависит от возможностей и индивидуальных особенностей детей, а так же от поставленной задачи.

1. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией «От слова к фразе»

Новикова – Иванцова Т. Н. Пособие состоит из 3 книг. В первой книге собран материал, по которому можно научить ребё нка составлять предложение из 2-х слов: подлежащего и сказуемого, во второй книге добавляется категория числа существительных и глаголов. Материал третьей книги позволяет научить ребё нка составлять предложения из 3 слов: подлежащего, сказуемого и дополнения.

2. Дидактическое пособие «Большой фразовый конструктор» С. Шапошниковой. Он состоит из 780 карточек для занятий на разнообразные лексические темы, в том числе 66 глаголов, 18 предлогов, а так же 7 видов схем предложений.

3. Дидактическое пособие «Говорящие картинки» И. Н. Ананьевой, которое является приложением к авторской программе «Посмотрите, я говорю!» и состоит из методических рекомендаций и разрезного пиктографического материала. Особенностью данного комплекта является применение графических символов, жестов, табличек в ходе непосредственно организованной деятельности ребёнка. Материал представлен в виде лексических тем. В каждой лексической теме предусматривается работа по накоплению пиктографического словаря существительных и глаголов. Далее накопленный словарь применяется для построения простой фразы разной наполняемости. А на следующем этапе эти знания закрепляются и совершенствуются в работе над связной речью в форме рифмованного и повествовательного текста «Запомни и расскажи», «Посмотри и расскажи». Это пособие очень удобно использовать для закрепления речевого материала дома с родителями.

4. Дидактическое пособие Ж. А. Травкиной «Формирование слоговой структуры слова» в двух частях:

-для формирования слоговой структуры слов на первых этапах работы с детьми ОНР 1-го уровня речевого развития любого возраста:

-для начальных этапов коррекционной работы по формированию слоговой структуры;

- для работы по коррекции произношения звуков (включая звуки раннего онтогенеза)

Фразовый конструктор можно использовать на этапе введения вызванного (поставленного) звука в слоги для детей с любой речевой патологией.

Можно выделить определенные этапы работы с пособием:

1) Первоначально проводим работу по ознакомлению ребёнка со словом «Это». Вместе с ребенком не торопясь проводим пальцем от картинки со словом - обозначения "Это" к слову, означающему предмет. Речь должна быть четкой, медленной. Акцентируем каждый слог на первых порах.

2) Закрепление умения составлять простое двусоставное предложение. Логопед знакомит детей с грамматическими категориями существительного и глагола. Решаются такие задачи как:

• Закрепление конструкции «предмет + действие»;

• Работа над грамматическими категориями существительного;

• Усвоение грамматических категорий глагола.

Для формирования двухкомпонентного высказывания используется предметная картинка и пиктограмма действия. Подбирается материал, доступный детям по звуко - слоговой структуре. Как правило, начинаем работать со словами 1типа слоговой структуры. На данном этапе отрабатывается умение грамотно задавать вопросы «Кто это?», «Что это?» и отвечать на них фразой. «Что делает?» - знакомит с символами основных действий, учим устанавливать связи между предметом и действием.

3) Работа по формированию трехсловных предложений с прямым дополнением (Кто? Что делает? Кого? Что) Для формирования у детей навыков словоизменения педагогу необходимо при произнесении акцентировать падежные окончания.

4) Работа по формированию трехсловных предложений с косвенным дополнением (Кто? Что делает? Где). Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения (в, на, за).

5) Вводим определение в предложение. Учим отвечать на вопросы словами – да или нет.

6) Работа над фразой из 4 слов (прилагательное + существительное + глагол + существительное (прямое дополнение).

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь.

Картотека игр с фразовым конструктором

Дидактическая игра «Назови картинку»

Цель игры: ознакомление детей с картинками фразового конструктора, расширение словаря.

Игровой материал: картинки фразового конструктора, обозначающие существительные, действия, прилагательные цвета, величины, формы, предлогов.

Игровые действия:

1 вариант. Педагог показывает детям картинки, задавая к ним вопросы:

- Это кто? (Что)

- Что делает?

- Какой?

- Где кружок на картинке?

Дети отвечают, проговаривают слова. Педагог контролирует речь детей, предлагает повторить…

2 вариант. Педагог просит найти картинку, которую назовет. Педагог проговаривает слово, дети ищут картинку, проговаривают, что нашли.

Дидактическая игра «Определи действие»

Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая действие к существительному. Активизация словаря действий.

Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и действия.

Игровые действия:

Детям предлагаются картинки существительные и действия по любой лексической теме. Детям необходимо подобрать действие к существительному. Педагог выкладывает картинку обозначающую существительное, задает вопросы:

- Это кто? (Что,

- … что делает?

Ребенок подбирает картинку действие. Затем предложить проговорить фразу, показывая каждую картинку.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель игры: составление простого двусоставного предложения. Упражнение в составлении словосочетаний, подбирая признак к существительному. Активизация словаря признаков.

Игровой материал: картинки фразового конструктора существительные и прилагательные цвета, величины, формы, эмоций.

Игровые действия:

Педагог показывает, выкладывает существительное, просит сказать, что или кто это, задает вопрос - «Какой, какая, какое?». Дети подбирают картинку обозначающую признак предмета, проговаривает фразу. Педагог контролирует, чтобы ребенок показывал каждую картинку, проговаривал слова правильно. При необходимости допускается сопряженная речь (вместе с ребенком) и отраженная речь (ребенок повторяет за взрослым).

Дидактическая игра «Скажи предложение»

Цель игры: упражнение в подборе слов к заданному изображению.

Игровой материал: картинки фразового конструктора.

Игровые действия:

Педагог составляет предложение из картинок фразового конструктора, дети проговаривают слова, на которые он показывает. Слова проговариваются сначала медленно, а затем быстрее. Картинки можно подбирать по лексическим темам.

Дидактическая игра «Добавь слова»

Цель игры: развитие умения распространять предложение, образуя трехсоставное и четырех составное предложение.

Игровой материал: картинки фразового конструктора : существительные, действия. Признаки, существительные дополнения.

Игровые действия:

1 вариант. Педагог предлагает детям добавить слова в предложение, выкладывает существительное и действие, дети добавляют слово дополнение, например. «Бабушка купила… куклу, платок, огурцы». Педагог организует работу с предложением, задает вопросы к каждому слову, просит повторить предложение.

2 вариант. Педагог предлагает послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (красное, длинное и т. д.? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»

Дидактическая игра «Мостик»

Цель игры: составление предложения из трех слов. Упражнение в подборе слова, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета.

Игровой материал: картинки фразового конструктора.

Игровые действия:

Педагог выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт», «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т. д.

Дидактическая игра «Составь предложения»

Цель игры: развитие умения составлять предложения при помощи картинок фразового конструктора.

Игровой материал: картинки фразового конструктора

Игровые действия:

1 вариант. Педагог предлагает составить предложение по опорным словам в начальной форме. Например: Стоит, на, кактус, столе. Поливать, фиалку, мама. Папа, роза, несет. Герань, бабушка, на, смотрит. Купить, дедушка, алое… Дети находят нужные картинки, проговаривают получившееся предложение, правильно согласуя слова.

2 вариант. Педагог предлагает составить предложение по двум опорным словам в начальной форме. Например: мама, суп. Дети находят нужные картинки, самостоятельно распространяют предложение, добавляя еще картинки, затем проговаривают предложение.

3 вариант. Педагог предлагает составить предложение по картинкам. Он показывает разные картинки, а дети составляют предложение и проговаривают его. Например, мальчик едет. Можно попросить проговорить предложение всем или индивидуально, затем педагог показывает другую картинку.

4 вариант. Педагог показывает сюжетную картинку, а дети составляют по ней много разных предложений. Работа с предложениями как в предыдущем варианте.

5 вариант. Педагог предлагает картинки фразового конструктора и просит составить предложение. Дети составляют предложение по данным картинкам. Например: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Ест, видит, собирает, дает, дарит… Ягоды, малину, клубнику, смородину…

Дидактическая игра «Волшебные слова»

Цель игры: развитие связной речи, закрепление умения правильно строить предложение, развитие слухового внимания.

Игровой материал: картинки фразового конструктора.

Игровые действия:

Педагог говорит детям предложение, в котором все слова поменялись местами, и предлагает построить правильное предложение. Дети выкладывают предложение при помощи картинок фразового конструктора, произносят предложение, правильно согласуя слова.

Дидактическая игра «Живые слова»

Цель игры: упражнение в составлении предложений.

Игровой материал: картинки фразового конструктора.

Игровые действия:

Педагог раздает детям картинки фразового конструктора. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось правильное предложение. Можно предложить поменяться местами. Дети по порядку называют свою картинку, получается предложение, или желающий ребенок проговаривает предложение.

Дидактическая игра «Кто? Что?»

Цель игры: упражнение в составлении предложений, используя разные модели.

Игровой материал: картинки фразового конструктора.

Игровые действия:

Педагог предлагает составить предложение при помощи картинок по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том:

- Кто? Что делает? (Брат ест);

- Какой (какая, какое? Что? (кого) (Зеленый огурец) :

- Кто? Что делает? Что? (Маша поливает помидоры);

- Кто? Что делает? Какой (какая? Что? (Мама гладит длинную юбку);

- Кто? Что делает? Где (на чем? (Кошка лежит на диване…

Дидактическая игра «Скажи, где…»

Цель игры: упражнение в составлении предложений с предлогом, уточнение пространственных отношений.

Дидактический материал: картинки фразового конструктора, обозначающие существительные, действия, предлоги.

Игровые действия:

Перед началом игры вспомнить предлоги, как они изображены на картинках фразового конструктора.

1вариант. Педагог предлагает сюжетную картинку, просит рассказать, где находится кот и составить предложение, используя маленькое слово - предлог. Дети называют, где кот и составляют предложение.

2 вариант. Педагог просит детей послушать предложение и вставить пропущенный предлог. Дети составляют предложение, проговаривают его. Например:

- Пчела села…цветок.

- Кот лежит…коробке…

3 вариант. Педагог предлагает детям предложение с неправильным применением предлога, дети исправляют ошибку, заменив предлог.

4. вариант. Педагог предлагает детям рассказать, где спрятан заданный предмет, опираясь на схему предложения и найти его.

Использование фразового конструктора является прекрасной опорой для ребенка с задержкой речи. Оно идеально подходит для работы с детьми, имеющими как сенсорную алалию, так и моторную алалию, ОНР, ЗПРР, ЗРР. Ребенок запоминает последовательность слов, формирует умение строить фразу благодаря многократному повторению. Ценность этой методики состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом или другими детьми, а конструируют предложения сами или по образцу педагога. Дети с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений. Благодаря использованию фразового конструктора занятия по развитию речи перестали быть скучными, дети вовлечены в деятельность по составлению предложений, ускорился процесс введения в речь предлогов. Визуализация предложений помогает воспроизводить фразы даже по отдельным опорным карточкам, а также помогает развивать планирующую функцию речи при составлении аналогичных высказываний.

«Фразовый конструктор» - так же послужит отличным помощником родителям.

Благодаря использованию этого пособия у детей ускорился процесс развития речи.

Литература:

1. Ананьева И. Н. Говорящие картинки: дидактический комплект: методические рекомендации и практический материал/ И. Н. Ананьева под ред. Е. А. Соколовой, А. Д. Яковистенко. - Самара изд. Кузнецовой, 2015.- 132 с.

2. Новикова – Иванцова Т. Н. От слова к фразе. Методическое пособие для работы логопедов по формированию фразы у детей с тяжелой речевой патологией, в 3 книгах. Москва.

3. Травкина Ж. А. Формирование слоговой структуры слова.

4. Шапошникова С. Большой фразовый конструктор. «Составь предложение» Пособие для логопедов.

5. Руфа Инесса Константиновна. От слова к фразе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников»Фотоотчет «Реализация проектов экологической направленности как средство формирования природоохранного сознания дошкольников» Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят вопросы экологического воспитания на первый план. Одной из основных.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фразовый конструктор как средство формирования речи у дошкольников с ТМНР
Опубликовано: 27 апреля 2024 в 11:29
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фразовый конструктор как средство формирования речи у дошкольников с ТМНР» (включая файлы) размещена пользователем Костромина Елена Анатольевна (УИ 1320962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД