Наталья Путилова
Фотоотчёт «Обследование устной речи старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 - 15 сентября 2020 года в МБДОУ детском саду "Колобок" проводилось логопедическое обследование старших дошкольников. При выполнении игровых заданий у детей проверяли:
1. Состояние мимической мускулатуры
• надуть щеки («толстячок»)
• показать, как ты ешь лимон («кисло»)
• показать, как ты ешь мед («сладко»)
2. Состояние артикуляционной моторики (по подражанию)
Движения нижней челюсти:
Публикация «Фотоотчёт „Обследование устной речи старших дошкольников“» размещена в разделах
• упр –е «Ем яблоко» в широкой улыбке открыть и закрыть рот;
упр –е «Акула» (двигать нижней челюстью в стороны)
Движения губ:
• широко улыбнуться-«улыбка»
• сделать губки «хоботком», как у слоника
Движения языка:
• показать широкий язычок (упр – е «Блинчик»)
• показать узкий язычок (упр-е «Иголочка»)
• положить язычок сначала на верхнюю губу и слизать «Вкусное варенье»,
потом удерживая язык во рту - «Качели»;
покачать язычком влево - вправо «Часики»;
• пощелкать языком «Лошадка»; удержать «Грибочком».
• Движения мягкого неба: широко открыть рот и зевнуть
3. Связная речь.
Общая характеристика речи. Понимание речи.
В диалогической и монологической речи употребление предлогов.
4. Монологическая речь
Связный рассказ по сюжетной картинке.
Связный рассказ по серии сюжетных картинок.
Пересказ сказок «Теремок», «Колобок», «Репка», «По щучьему веленью»,
«Два жадных медвежонка» и т. д.
Рассказ-описание (назвать основные части тела человека, животного птицы, рыбы. Отобразить основные признаки и т. д.)
5. Общее звучание речи
6. Темп. Речевое дыхание – объем речевого выдоха.
7. Строение артикуляционного аппарата.
Двигательная функция (тонус или вялость мышц язычка).
8. Звукопроизношение - разборчивость речи.
Игра:«Назови правильно». Повторить следующие слова
С:бусы собака стакан автобус.
Сь: сено гусь осёл
3: зонт коза ваза
Зь: зима обезьяна зебра
Ц: цыплёнок яйцо кольцо огурец
Ш: шапка мышь лягушка
Ж: жук жираф лыжи ножницы ежи
I Ц: щётка щенок овощи
Ч: часы очки чайник ключ
Л: лампа ёлка стол юла
Ль: лиса самолёт лев малина
Р: рыба коробка картошка помидор
Рь: репка брюки двери тарелка дерево
И: индюки
К: кот кровать сок
Г: гуси нога
Х: хобот халат муха
Навык слуховой дифференциации.
9. Обследование фонематического слуха.
Слуховое внимание, восприятие в умения произнести слоговые ряды в заданной последовательности –Игра «Эхо» : повтори слоговые ряды: па-ба, та-да, ка-га, па-па-ба, та-да-та, па-ба-па ;
повторить ряд слов: кот-год-кот; том-дом-ком; удочка-уточка ;
Задание - перед ребёнком демонстрируем две картинки (их названия отличаются только звуками). Покажи где миска? Где мишка?— Посмотри внимательно на картинки. Объяснить ребёнку значение незнакомых слов. Покажи, где коза? А где коса? Покажи, где усы? Где уши;
Задание - «Я буду называть слова, если услышишь звук «С», хлопни в ладоши».
Слова: санки, зайка, шапка, мишка, лиса, шишка, елка, самолёт.
Различении звуков на слух.
Уровень сформированности фонематического слуха.
10. Слоговая структура и звукозаполняемость слова –слоговая структура многосложных слов, со стечением согласных (помидоры, лекарство, сковорода, пуговица, велосипед);
11. Словарный запас. Пассивный и активный словарь. Употребление прилагательных, глаголов. Обобщённые понятия - рассмотреть ряд картинок и назвать их одним словом (растения, насекомые, бытовая техника, перелётные птицы, водный транспорт, головной убор);
Глагольный словарь – в рассказе по серии сюжетных картинок.
Счёт до 10, в согласовании с существител. ;
Знать и различать основные цвета, геометрические формы.
12. Грамматический строй речи (синтаксис, понимание текста. Состояние словоизменения: употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа.
Игра «Один – много» (по картинкам).
Картинки: перо – перья - перьев, дерево – деревья -деревьев, пень – пни- пней, лев – львы - львов, стул – стулья –стульев; имена существительные в косвенных падежах без предлога (У меня есть краски. У меня нет красок. Я раскрашиваю красками).
13. Состояние словообразования
Образование названий детё нышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки,
у лошади, у медведя…;
Задание: по наглядности –Где находится самолёт? (Над лесом); Куда залезла кошка (под стол); Куда закатился мячик? (под стол); Откуда выглядывает мальчик (из –за дерева); Откуда достаёт девочка мячик (из – под стола); Откуда спрыгнула кошка (со стула); Откуда упала ручка (со стола).
Где лежит книга? (между карандашом и тетрадью) ;
Задание: «Поставь машинку между кубиками. Куда поставили машинку? Поставь машинку за кубики. Где сейчас машинка? Положи на машинку кубики. На что положили кубики. Поднять над машинкой кубик. Где сейчас кубик» ;
в выявлении умения образовывать имена существительные
множественного числа в именительном и родительном падежах
назвать один предмет и много
(окно - окна; дом - дома; ухо - уши;
дерево – деревья, стол - столы; стул-стулья).
У тебя конфета, а у меня нет чего?
У тебя зайка, у меня нет кого?
У тебя мяч, у меня нет чего?
У тебя яблоки, у меня нет чего? - есть ошибки в ответах;
в выявлении сформированности умения образовывать имена
существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (назвать ласково предметы, изображенные на картинках: Окно. (окошечко) Стул- …. Дерево. ;
в выявление сформированности правильного употребления падежных форм существительных. Ответить на вопросы: Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Род. пад). К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Дат. пад.) Кого ты видел в зоопарке? цирке? (Вин. пад.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Тв. пад.) На чем катаются дети зимой? (Пр. пад.);
в выявлении умения в образовании существительных множественного числа.
Закрывая чистым листом бумаги картинку, на которой
изображено несколько предметов (множественное число существительных,
«Чего нет или «Чего не стало?» Листьев, окон, носков, вёдер, деревьев, крыльев, колючек.
в умении в согласовании числительных с существительными.
Задание : «Назови сколько». Назвать предмет и его количество. (Один стул, два стула, пять стульев - ; одно яблоко, два, пять ….-; одна ягода, две ягоды, пять ягод -; одно кольцо, два кольца, пять колец -; и т. д.).
По результатом обследования речевого развития ребенка даётся логопедическое заключение и проводится
организация логопедической образовательной деятельности в новом учебном году.