Светлана Шатова
Отчет о реализации проекта «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегративные возможности познавательной деятельности в развитии дошкольников
Фото-отчет проекта "В гостях у сказки"
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления.
Важным для организации познавательной деятельности с детьми является то, что содержание определяется конкретной ситуацией в группе, а именно индивидуальными склонностями детей, их интересами и особенностями развития.
Поэтому одним из таких условий является работа по тематическим проектам.
Темочки:
- Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Тематические проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен. И вместе с тем, действуя каждый в своем направлении, все вместе получают максимум сведений, наглядно представленных результатов, раскрывающих тему с разных сторон.
Представленный нами проект "В гости к сказке" основан на интеграции следующих видов деятельности: познавательно-исследовательской, ИЗО-деятельности, коммуникативной деятельности, чтение художественной литературы и др.
Почему именно сказка?
Сказочные темы наиболее интересны и доступны пониманию ребенка. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, помогает расширить нравственные представления о проявлении добра и зла, развивает творческое и познавательное мышление дошкольника. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой. Сказки способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей.
Чаще всего при использовании сказочных сюжетов в работе с детьми используют театрализованную деятельность, драматизацию, обыгрывание и сочинение сказочных сюжетов. Мы этого не исключили, но решили заглянуть глубже: что же такое сказка? из чего она состоит? какие бывают сказки? откуда они взялись? зачем они нужны? (ведь сказка – "ложь", а не быль – хорошо это или плохо).
На подготовительном этапе к проекту пополнили групповую библиотеку сказками, рассказывали и рисовали свои любимые сказки, любимых сказочных героев, на которых хотели бы походить; просто рассматривали иллюстрированные книжки со сказками.
При рассматривании иллюстраций, дети находят в книгах отражение своих избирательных интересов. У детей сильно развит процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем. Одних привлекают книги с современными картинками и супер-героями, других – сказки о животных, третьи ищут иллюстрации о жизни людей (богатырей и рыцарей, принцесс и красавиц).
На первом этапе мы знакомились со сказками :
- русскими народными,
- авторскими,
- сказками народов разных стран.
Разбирались какие бывают сказки и их особенности и отличия:
- сказки про животных,
- бытовые,
- волшебные.
Все идеи (темы, дела, задумки, просто высказывания) записывали, вывешивали на видном месте. Все записи делали печатными буквами, подписывали имя автора.
Осознанно и ответственно выбранные детьми дела и действия стараемся отмечать или записывать при планировании проекта – дети при этом знают, чем могут заняться сами и чем планируют заняться другие, а это уже мотивация деятельности, причем внутренняя. При этом всегда можно обратиться к записям и посмотреть, что выполнено, что осталось нереализованным.
Приведем примеры познавательного развития на примерах некоторых сказок :
Сказка "Необычный день цветка колокольчика" ( Автор: Моисеева Н. В., направлена на охрану природы.
После прочтения и обсуждения сказки изучали строение цветка, рассмотрели семена различных луговых цветов, способы размножения и опыление, рисовали, делали венки к празднику цветов, на музыкальных занятиях дети разучивали песни и хороводы на данную тему. Поливали и пропалывали цветы на клумбах. Кстати здесь не обязательно было использовать большой набор дидактических игр, т. к. лето дает возможность познакомиться с миром природы "в живую" : посчитать сколько бархатцев, нераскрытых бутонов, колокольчиков на каждой ветке, вспомнили гадания на ромашке, названия цветов, в каких сказках они встречаются и т. д.
Вспомнили о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Какие целебные травы можно найти на территории д/сада? (подорожник, ромашка, мать и мачеха, чистотел.). Учить беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
При этом мы не забывали читать и другие сказки с цветами (Катаев "Цветик-семицветик", розы и волшебный сад в "Снежной королеве" Г. Х. Андерсона и т. д – дети сами вспоминали эти сказки).
Прочитали сказку "Баба-Яга и Иван-Царевич", где Б-Яга превращается в черную кошку, а царевна – в голубку. Решили для театра сделать героев. Работа кропотливая – конечно дети просили помощи у взрослых и работы получились коллективные: кто-то делал ступу, с кем-то перевязывали руки игрушек – у детей не получалось туго перевязать ниткой и завязать узелки даже в паре; веточки для метлы попадались хрупкие - переламывались; нос на лицо пришивали сами. Зато как бережно они играли с ними, чтобы не сломать, хвастались родителям – не важно какую лепту вложил ребенок, ведь это ОН тоже делал.
При изготовлении знакомились с различными материалами: тканью, нитками, природным материалом. Пока я пришивала носы, многие наблюдали за работой и внимательно слушали комментарии о безопасности работы с иглой, вставляли свои замечания и предположения: А если воткнется в палец, кровь будет? А может иголка ноготь проколоть? А когда врач операцию делает, как иголкой зашивает – там же кровь будет? Это наверное сильно больно!
Вроде сказка про Бабу-Ягу, а области познания различные: развитие речи, безопасность, эмоции, логическое мышление, тело человека.
Прочитав сказку "Жар-птица", вели наблюдение за птицами, изучали их особенности, слушали пение птиц; сделали коллективную работу; проводили опыты с пером и водой, рассматривали эго под лупой, почему перо не мокнет? Рассуждали какие яйца у страуса и сколько можно накормить людей яичницей из страусинного яйца, кто-то из родителей принес скорлупу перепелинного яйца, фантазировали – какие могут быть у Жар-птицы яйца.)
Сказки "Лягушка-царевна", "Лягушка-путешественница" – темы для изучения: земноводные, реки, озера, пруды и т. д. ;
Народные сказки про морского Царя, "Русалочка" (Г. Х. Андерсена) – это подводный мир. И не только мир природы и творчество. Для "плавания под водой" изготовили перископ, вспомнили водный и подводный вид транспорта, новые слова: батискаф, акваланг, дайвинг и т. д.
При изучении творчества П. Бажова, прочитав сказ "Каменный цветок", знакомились с видами камней и минералов – фото-иллюстрации брала из интернета, смотрели на ноутбуке, собирали сами коллекцию камней, приносили из дома не только камушки, но и стеклышки цветные, украшения; Искали на карте и глобусе уральские горы; выбирали материал для поделок, природный и бросовый материал: шишки – хвойные деревья, семена акации, фантики, апельсиновые корки. При этом рассматривали мелкие молодые шишечки на сосновых ветках и ели, стручки с семенами акации.
Читали сказки Сутеева. Основная линия этих сказок, конечно же – поступки, поведение, положительные и отрицательные качества героев. Но при этом мы познакомились с профессией иллюстратора и мультипликатора. На будущее запланировали сделать телевизор и нарисовать кадры не только к знакомым сказкам, но и своим сочиненным. Такие самодельные мультфильмы можно будет показать родителям или детям других групп.
Прочитав несколько глав "Приключения Незнайки" (Н. Носова, учились подбирать рифмы к словам и сочинять стихи. Здесь тоже можно развернуться в познавательных темах (автомобиль, воздушный шар, полет на луну – мы не успели это охватить).
После чтения сказок и обсуждений, дети учились понимать выражения с переносным значением, т. е. фразеологизмы, объяснять их значение, подбирать близкие по смыслу слова. В этом нам помогали дидактические игры «Волшебные предметы», «Волшебные слова», «Объяснялки», «Скажи наоборот», «Встречи героев».
Не всегда созданные взрослыми дидактические игры привлекают детей - навязанные правила игры не всегда соблюдаются. Значимый эффект в том, что в процессе создания собственной, и тем более ходе игры, дети учатся формулировать свои условия и правила, а потом самостоятельно соблюдают эти правила.
Третий этап по развитию сказочного сюжета мы посвятили знакомству с композиционными особенностями русской народной волшебной сказки, умению слышать и выделять в тексте выразительные средства, понимать образные выражения. Дети учились воспроизводить и употреблять в своей речи образные выражения из сказок. Игры на этом этапе приобрели более творческий характер, которые направлены на развитие воображения, фантазию ребенка: «Чудеса в решете», «Сказочная цепочка», «Кто на свете злее всех?», «Хороший-плохой», «Заветные слова», «Что в дороге пригодится?», «Интервью у сказочного героя», «Новые сказки».
На следующем этапе, мы уделили внимание коллективному и индивидуальному сочинению сказок. На этом этапе нам помогли изготовленные карты (схематичное изображение функций сказок по образу карт Проппа). Совместно с детьми мы придумывали символы карт, обсуждая каждое изображение.
Игры с картами способствовали развитию речевого творчества детей и умению выразительно передавать свои мысли и чувства при сочинении и рассказывании сказок. Вначале детям предлагалось готовое название сказки, место действия и количество персонажей для нового произведения или модификации знакомого. После этого деятельность детей приобрела полную самостоятельность – они сами придумывали название сказки, персонажей, их количество, место действия, смысловую нагрузку, наделяя каждого из них соответствующими нравственными качествами. (сочиненные сказки)
Чтение придуманных детьми сказок (и записанных взрослыми) – напрямую связана с книгоизданием, языковым развитием, формированием у ребенка представлений о своих возможностях и достижениях. Чтение придуманных сказок побуждают у детей чувство самоуважения, достоинства, уверенности в своих силах. Для ребенка очень важно быть интересным не только родителям и воспитателям, но и сверстникам, друзьям.
Сказочные сюжеты отражались и в ролевых играх детей. Вначале дети чаще начинали сюжет знакомой сказки, старались взять на себя главные роли положительных героев, но с развитием сюжета в игру вводились новые персонажи из других сказок или реальной жизни. Конечно не всегда обходилось без конфликтных ситуаций, но чтобы соответствовать взятой на себя роли приходилось поступать по доброму, а отрицательные персонажи пытались быть хорошими. Иногда обсуждение игровых действий и правил длилось дольше, чем сама игра. Часто сказочные игровые сюжеты переходили в путешествия, поиски клада, волшебных вещей или превращения. Во многие игры дети играли по нескольку дней, где сюжет преобразовывался, плавно переходя в совершенно другой сказочный сюжет, при этом менялись ("перепревращались") персонажи.
Самое ценное, что установленные правила игры меньше стали нарушаться, дети учились определять и регулировать свои действия, создавать воображаемую ситуацию и действовать в ней, оценивать свои действия и действия товарищей.
Свою работу по проекту строили не только на поэтапном освоении сказочных сюжетов, но и развитию коммуникативной игры.
Коммуникативные игры подбирали на сказочные темы. И на первом этапе проекта они были направлены на умение определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных средств (движений, интонацией, мимикой); развитие навыков волевой регуляции, умение подчинятся правилам, формирование уверенного поведения, повышение самооценки. Далее проводились игры, направленные на воспитание доверительного отношения друг к другу, развитие ответственности за другого человека, умение действовать совместно и осуществлять само- и взаимоконтроль. В последствии включались игры на сплочение детского коллектива.
Подводя итог о мультипликативном эффекте познавательной деятельности, хочется сказать, что сказки – это обширная область познания, в которой происходит: развитие речи и освоение грамоты, усвоение сенсорных эталонов, основ математики и логического мышления, социализация и коммуникация. Это обширный материал для знакомства с миром живой и неживой природы, основ безопасности и трудовое воспитание, не говоря уже о конструировании, творческих видах деятельности, воображении, фантазии, эмоциональной стороне.