Ольга Вишнивецкая
Отчет о реализации проекта «Растим читателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о реализации проекта «Растим читателя»
«Если с детства у ребенка не воспитана
любовь к книге, если чтение не стало его
духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка
будет пустой, на свет божий выползает, как
будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В. А. Сухомлинский
слайд 1-2
Наблюдения за детьми показали, что чаще встречаются дети, которых не усадить за книгу, которые не хотят и не могут слушать чтение. Психологи объясняют это следствием дефекта воображения не способного воссоздать слова в образ. Почему это происходит?Слайд 3 Слайд4
Публикация «Отчет о реализации проекта „Растим читателя“» размещена в разделах
Сегодня в большинстве семей дети с самого рождения вынуждены смотреть телевизор – он почти никогда не выключается. Яркий мультфильм противопоставляется книге, читать которую трудно, долго и не всегда сразу понятно. Читая и слушая чтение, нужно потрудиться, напрячь мысли, воображение, а телевизор дает готовое, только глотай. В результате у ребенка интерес к книге теряется. И наоборот, если ребенку с первых дней жизни постоянно читают, показывая картинки, то в последствии его восприятию книги ничего не помешает – ни мультфильмы, ни компьютерные игры. Ребенок научится воспринимать систему образов с листа и электронные образы не будут мешать, а будут дополнять мир ребенка.
Важно, чтобы первыми картинками ребенка стали не двигающиеся кадры на мерцающем телеэкране, а неподвижные иллюстрации из книги, к которым можно возвращаться снова и снова под аккомпанемент чтения.
Эмоциональное потрясение от прочитанного оставляет в душе ребенка глубокий след. Именно так возникает тяга и потребность в чтении.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Слайд 5 6 7
Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Исходя из актуальности данной проблемы нами был разработан данный проект «Растим читателя»
Цель:(8 слайд) Создание условий для возрождения традиции семейного чтения у воспитанников ДОУ
Задачи:(9 слайд)
-Приобщитьдетей к знакомству с художественной литературой;
-Создать условия для привития интереса у детей к чтению, для возрождения традиций семейного чтения
- Способствовать воспитанию у дошкольников бережного отношение к книге;
(10слайд)
Участниками проекта являются: дети, родители, ДОУ, библиотека.
Проект предусматриваетвведение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением»,
Применялись разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми:
-подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя;
-пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте;
-выразительное чтение воспитателя (родителя);
С целью поддержания интереса педагогами проводились:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации;
- театрализованные игры – драматизации;
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображали в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию. (слайд 11)
В результате реализации проекта:
-организованны книжные уголки в группах;
Педагоги проводили:
-утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» (ежедневно);
-игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры;
-дневные литературные чтения;
- книжные выставки;
- показ сказки «Заячья избушка» силами воспитанников детям младших групп;
- оформление альбома «Книга – лучший друг». (слайд 12 – 15)
Совместно с родителями и детьми организованы
арт-выставки «Моя любимая книга»;
фото-выставки «Моя домашняя библиотека»;
выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям;
конкурс творчества для детей и родителей «Книжки - малышки»; (слайд 16)
Проведены экскурсии
Детская городская библиотека
Цикл тематических экскурсий для дошкольников; (слайд17-20)
-Проведена консультация для родителей «Читаем дома»;
-Подготовлены памятки для родителей: «Учимся пересказывать»;
-Создан «Рекомендательный список для совместного чтения с детьми старшего дошкольного возраста»;
-Оформлены методические рекомендации: «Вы хотите, что бы ваш ребенок читал?», «Как организовать домашнее чтение», «Как учить детей размышлять и обсуждать прочитанное», «Литературное воспитание ребенка в семье»;
Таким образом нами достигнуты положительные результаты:
Родители:
-Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
-Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
-Расширяют круг детского чтения
-Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
-Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
-Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
За период с 10.09.2015г по 19.05.2016гбыло проведено четыре заседания
членов творческой группы «Познание» Имеются протоколы.
На итоговом заседании участники проекта отметили результативность, полноту и эффективность работы творческой группы. Все мероприятия выполнены в полном объеме на 100%. Принято решение полученный опыт применять в дальнейшей работе. Вызывать у ребенка интерес к книге, помогать в выборе для чтения и осмысления художественной литературы, учить понимать прочитанное, значит создавать предпосылки для дальнейшего развития его ума, нравственного и эстетического восприятия мира.
Литература:
Алиева Т. Н., Антонова Т. В. Программа «Истоки» - М. : Просвещение, 2003 г.
Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
Доронова Т. Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М. : Просвещение, 2002 г.
Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г
Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.
Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №1
14. Пушкин А. С. Сказки. -М. : Детская литература, 2007г.
15. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010