Людмила Гридина
Форсайт технологии в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Форсайт-технология- это инструмент прогнозирования и формирования будущего. Считается одним из основных инновационных инструментов экономического развития Европы, Америки, Азии и играет сегодня важную роль в структуре образовательного опыта, способствует выработке прогнозных компетенций.
Классификации данных педагогических технологий, в казахстанской, российской педагогике нет.
Причины этому – кризис современной системы образования, и соответственно, различные авторы подходят к решению исследовательской задачи с разных позиций.
Публикация «Форсайт технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах
Наиболее актуальными технологиями нужно считать, прежде всего, традиционные технологии, получившие развитие в соответствии с современными реалиями и обеспечивающие активность субъекта познания.
Форсайт -технология как педагогический инструмент прогнозирования будущего, может быть использована при создании новых средств поддержки технологий обучения и их продвижения.
Основные критерии позволяющие определить сущность педагогической технологии :
***однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
***отбор и структура содержания (что);
***оптимальная организация учебного процесса (как);
***методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
***а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто);
***и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
Признаки, присущие педагогической технологии :
***Диагностическое целеполагание и результативность. Предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;
***Экономичность. Выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;
***Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость. Отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
***Корректируемость. Предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
***Визуализация. Затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.
Давайте же рассмотрим сюжетно-ролевую игру дошкольников в современном формате форсайт-технологии : Игра естественное состояние ребёнка, через сюжетно-ролевую игру уже в дошкольном детстве педагог может формировать у ребенка твердое понятие о его будущей профессии. Получая знания и проигрывая их, ребёнок определяет, какая профессия ему больше нравится, а воспитатель и педагоги-предметники должны помочь ему в этом, расширяя знания о профессиях.
В сюжетно-ролевую игру невозможно играть одному, это даёт хорошую возможность социализации ребёнка в современном мире. Помогает ему постичь правила поведения в обществе и понятия о профессиональной этике, обязанностях и многое другое. Для этого как нельзя лучше подходит форсайт-технология, как педагогический инструментарий, который не навязчиво дает возможность воспитателям и педагогам дошкольникам расширять словарный запас ребенка, учить формулировать предложения, развивать фонетический слух, внимательность, умение выслушать собеседника, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложных ситуаций. Достижение этих целей возможно добиться через сюжетно-ролевые игры нового формата. Естественно педагог должен быть мобильным и определить к какому виду, отнести тот или иной этап сюжетно-ролевой игры, чтобы подготовить все необходимое для качественного погружения ребенка в игру.
Этапы деятельности педагога:
- cоставить проект по использованию форсайт-технологий в сюжетно-ролевых играх в соответствии с возрастными особенностями детей своей группы;
- составить список современных профессий;
- определить лексический словарь на каждую профессию;
- составить список необходимых атрибутов для всех запланированных игр;
- провести работу с родителями по оказанию помощи по подготовке атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- согласовать свои действия с родителями и педагогами предметниками.
Что необходимо педагогу-дошкольнику для использования данной технологии :
* Изучить технологию и понимать её;
* Владеть разносторонней информацией о современных профессиях;
* Уметь организовать пространство развивающей среды так, чтобы ребёнок имел право выбора необходимого «оборудования» для задуманной им игры;
* Иметь обширный словарный запас по профессиям;
* Планировать и проводить сюжетно-ролевые игры нового формата,
* Использовать форсайт-технологию, как педагогический инструментарий не навязчиво дающий возможность воспитателям и педагогам дошкольникам расширять словарный запас и кругозор ребёнка ребенка, учить формулировать предложения, развивать фонетический слух, внимательность, умение выслушать собеседника, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложных ситуаций.
Дети приобретают навыки поведения в салонах красоты парикмахерских, у них формируется культура поведения в сфере услуг, восприятие красоты и опрятности.
Обогащается современный словарный запас: клининг-мененджер
мастер-стилист, парикмахер, маникюр, лак, пилка для ногтей, фен, машинка для стрижки, гелевое покрытие, бигуди. Воспитываем в детях знания о необходимости соблюдения гигиены.
Модули обучения:
Пассивный (ребенок выступает в роли «объекта» познания).
Активный (ребёнок выступает в роли «субъекта» познания).
Интерактивный (организация продуктивного взаимодействия между собой детей с педагогами, при котором происходит освоение нового опыта и получение нового знания, где особенностями данного взаимодействия являются: пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве);
Рассмотрим интерактивные методы обучения, это система правил организации продуктивного взаимодействия между собой детей с преподавателем, при котором происходит освоение нового опыта и получение нового знания, где особенностями данного взаимодействия являются:
пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Преимущества интерактивных методик обучения состоят в следующем:
Пробуждают интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого ;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у детей мнения и отношения;
формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения.
Метод форсайт служит для достижения взаимопонимания между основными участниками игровых или жизненных ситуаций. Это осуществляется путем организации их постоянного диалога.
Разработки долгосрочных проектов, через реализацию которых формируются у дошкольников навыки и умения так необходимые им в дальнейшей школьной и взрослой жизни.
При этом использование данной технологии прогнозирует возможность у выпускников ДОО быть конкурентно-способными в современном обществе.
Польза от форсайт-технологии.
Используя форсайт-технологию, только в 3-х сюжетно-ролевых играх у детей обогащается словарный запас на-43 современных слова необходимых им в дальнейшей взрослой жизни. У ребенка формируется умение составлять сложные предложения, использовать их в общении со сверстниками и взрослыми, вести диалог, уметь выслушать собеседника, самостоятельно определять проблему и находить пути выхода из нее.
Форсайт технологию важно применять в педагогике сегодня, поскольку происходят масштабные изменения в самом образовании. Современное образование становится непрерывным и многогранным. Форсайт-технология, становится одним из наиболее ярких инструментов образовательного процесса. Форсайт-технология представлена в д/с в сюжетно-ролевых играх.
Формируем и расширяем словарь ребё нка современными словами через сюжетную игру: «Супермаркет». Сюжетно-ролевые игры знакомят детей с работой консультантов, грузчиков, кассиров, менеджеров, директора магазина, с понятиями «бизнес», «сервис» водитель-экспедитор,заведующий складом, возврат товара, платёжная карта (замена наличных денег, штрих код (код на товаре который содержит информацию о товаре, охранник, покупатель, кассир, менеджер и др.
Этапы применения форсайт-технологии в воспитании детей с целью планирования их будущего.
Результаты: На базе детского сада развернут долгосрочный проект внедрения Форсайт технологий в систему образования.
Сформулированы новые цели, содержание и формы педагогического образования, для которого будут необходимы новые методы и новые способы реализации образовательного процесса.
Разработаны актуальные рекомендации для педагогов по практическому применению форсайт-технологии с целью модернизации системы педагогического образования.
Готовится к выпуску методическое пособие для воспитателей и педагогов ДОО по теме: «Форсайт технологии в процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников».
Выводы: педагогу необходимо организовать изготовление атрибутов через совместную деятельность родителей с детьми. Тем самым подготовка к сюжетно-ролевым играм по форсайт -технологии влияет на положительную атмосферу в семье, общение родителей и детей в совместном труде. Дети с гордостью показывают сверстникам и воспитателям тот или иной атрибут, сообщая, что они приготовили его вместе с папой или мамой.
Для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм нового формата не требуется дополнительных материальных затрат (красивые, эстетичные и интересные атрибуты к играм родители могут изготовить из коробок, пластиковых бутылок, и другого бросового материала).