Папки-передвижки

Форсайт технологии в дошкольном образовании

Людмила Гридина
Форсайт технологии в дошкольном образовании

Форсайт-технология- это инструмент прогнозирования и формирования будущего. Считается одним из основных инновационных инструментов экономического развития Европы, Америки, Азии и играет сегодня важную роль в структуре образовательного опыта, способствует выработке прогнозных компетенций.

Классификации данных педагогических технологий, в казахстанской, российской педагогике нет.

Причины этому – кризис современной системы образования, и соответственно, различные авторы подходят к решению исследовательской задачи с разных позиций.

Публикация «Форсайт технологии в дошкольном образовании» размещена в разделах

Наиболее актуальными технологиями нужно считать, прежде всего, традиционные технологии, получившие развитие в соответствии с современными реалиями и обеспечивающие активность субъекта познания.

Форсайт -технология как педагогический инструмент прогнозирования будущего, может быть использована при создании новых средств поддержки технологий обучения и их продвижения.

Основные критерии позволяющие определить сущность педагогической технологии :

***однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

***отбор и структура содержания (что);

***оптимальная организация учебного процесса (как);

***методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

***а так же учет необходимого реального уровня квалификации педагога (кто);

***и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Признаки, присущие педагогической технологии :

***Диагностическое целеполагание и результативность. Предполагают гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

***Экономичность. Выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

***Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость. Отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

***Корректируемость. Предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;

***Визуализация. Затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Давайте же рассмотрим сюжетно-ролевую игру дошкольников в современном формате форсайт-технологии : Игра естественное состояние ребёнка, через сюжетно-ролевую игру уже в дошкольном детстве педагог может формировать у ребенка твердое понятие о его будущей профессии. Получая знания и проигрывая их, ребёнок определяет, какая профессия ему больше нравится, а воспитатель и педагоги-предметники должны помочь ему в этом, расширяя знания о профессиях.

В сюжетно-ролевую игру невозможно играть одному, это даёт хорошую возможность социализации ребёнка в современном мире. Помогает ему постичь правила поведения в обществе и понятия о профессиональной этике, обязанностях и многое другое. Для этого как нельзя лучше подходит форсайт-технология, как педагогический инструментарий, который не навязчиво дает возможность воспитателям и педагогам дошкольникам расширять словарный запас ребенка, учить формулировать предложения, развивать фонетический слух, внимательность, умение выслушать собеседника, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложных ситуаций. Достижение этих целей возможно добиться через сюжетно-ролевые игры нового формата. Естественно педагог должен быть мобильным и определить к какому виду, отнести тот или иной этап сюжетно-ролевой игры, чтобы подготовить все необходимое для качественного погружения ребенка в игру.

Этапы деятельности педагога:

- cоставить проект по использованию форсайт-технологий в сюжетно-ролевых играх в соответствии с возрастными особенностями детей своей группы;

- составить список современных профессий;

- определить лексический словарь на каждую профессию;

- составить список необходимых атрибутов для всех запланированных игр;

- провести работу с родителями по оказанию помощи по подготовке атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- согласовать свои действия с родителями и педагогами предметниками.

Что необходимо педагогу-дошкольнику для использования данной технологии :

* Изучить технологию и понимать её;

* Владеть разносторонней информацией о современных профессиях;

* Уметь организовать пространство развивающей среды так, чтобы ребёнок имел право выбора необходимого «оборудования» для задуманной им игры;

* Иметь обширный словарный запас по профессиям;

* Планировать и проводить сюжетно-ролевые игры нового формата,

* Использовать форсайт-технологию, как педагогический инструментарий не навязчиво дающий возможность воспитателям и педагогам дошкольникам расширять словарный запас и кругозор ребёнка ребенка, учить формулировать предложения, развивать фонетический слух, внимательность, умение выслушать собеседника, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложных ситуаций.

Дети приобретают навыки поведения в салонах красоты парикмахерских, у них формируется культура поведения в сфере услуг, восприятие красоты и опрятности.

Обогащается современный словарный запас: клининг-мененджер

мастер-стилист, парикмахер, маникюр, лак, пилка для ногтей, фен, машинка для стрижки, гелевое покрытие, бигуди. Воспитываем в детях знания о необходимости соблюдения гигиены.

Модули обучения:

Пассивный (ребенок выступает в роли «объекта» познания).

Активный (ребёнок выступает в роли «субъекта» познания).

Интерактивный (организация продуктивного взаимодействия между собой детей с педагогами, при котором происходит освоение нового опыта и получение нового знания, где особенностями данного взаимодействия являются: пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве);

Рассмотрим интерактивные методы обучения, это система правил организации продуктивного взаимодействия между собой детей с преподавателем, при котором происходит освоение нового опыта и получение нового знания, где особенностями данного взаимодействия являются:

пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;

совместное погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;

согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;

совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.

Преимущества интерактивных методик обучения состоят в следующем:

Пробуждают интерес;

поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

обращаются к чувствам каждого ;

способствуют эффективному усвоению учебного материала;

оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

формируют у детей мнения и отношения;

формируют жизненные навыки; способствуют изменению поведения.

Метод форсайт служит для достижения взаимопонимания между основными участниками игровых или жизненных ситуаций. Это осуществляется путем организации их постоянного диалога.

Разработки долгосрочных проектов, через реализацию которых формируются у дошкольников навыки и умения так необходимые им в дальнейшей школьной и взрослой жизни.

При этом использование данной технологии прогнозирует возможность у выпускников ДОО быть конкурентно-способными в современном обществе.

Польза от форсайт-технологии.

Используя форсайт-технологию, только в 3-х сюжетно-ролевых играх у детей обогащается словарный запас на-43 современных слова необходимых им в дальнейшей взрослой жизни. У ребенка формируется умение составлять сложные предложения, использовать их в общении со сверстниками и взрослыми, вести диалог, уметь выслушать собеседника, самостоятельно определять проблему и находить пути выхода из нее.

Форсайт технологию важно применять в педагогике сегодня, поскольку происходят масштабные изменения в самом образовании. Современное образование становится непрерывным и многогранным. Форсайт-технология, становится одним из наиболее ярких инструментов образовательного процесса. Форсайт-технология представлена в д/с в сюжетно-ролевых играх.

Формируем и расширяем словарь ребё нка современными словами через сюжетную игру: «Супермаркет». Сюжетно-ролевые игры знакомят детей с работой консультантов, грузчиков, кассиров, менеджеров, директора магазина, с понятиями «бизнес», «сервис» водитель-экспедитор,заведующий складом, возврат товара, платёжная карта (замена наличных денег, штрих код (код на товаре который содержит информацию о товаре, охранник, покупатель, кассир, менеджер и др.

Этапы применения форсайт-технологии в воспитании детей с целью планирования их будущего.

Результаты: На базе детского сада развернут долгосрочный проект внедрения Форсайт технологий в систему образования.

Сформулированы новые цели, содержание и формы педагогического образования, для которого будут необходимы новые методы и новые способы реализации образовательного процесса.

Разработаны актуальные рекомендации для педагогов по практическому применению форсайт-технологии с целью модернизации системы педагогического образования.

Готовится к выпуску методическое пособие для воспитателей и педагогов ДОО по теме: «Форсайт технологии в процессе сюжетно-ролевой игры дошкольников».

Выводы: педагогу необходимо организовать изготовление атрибутов через совместную деятельность родителей с детьми. Тем самым подготовка к сюжетно-ролевым играм по форсайт -технологии влияет на положительную атмосферу в семье, общение родителей и детей в совместном труде. Дети с гордостью показывают сверстникам и воспитателям тот или иной атрибут, сообщая, что они приготовили его вместе с папой или мамой.

Для изготовления атрибутов к сюжетно-ролевым играм нового формата не требуется дополнительных материальных затрат (красивые, эстетичные и интересные атрибуты к играм родители могут изготовить из коробок, пластиковых бутылок, и другого бросового материала).

Публикации по теме:

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

3D-принтер в образовании в школе 8 вида3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Неделя театра в дошкольном образовании. ФотоотчетНеделя театра в дошкольном образовании. Фотоотчет Приближается Международный день театра. В нашей гимназии в преддверии этого праздника была проведена неделя театра. Свои постановки.

Первые шаги в инклюзивном образованииПервые шаги в инклюзивном образовании Аннотация В данной статье автор делает краткий обзор развития инклюзивного образования детей с ОВЗ в России и за рубежом. В статье представлен.

План сообщения «Инклюзивная практика в дошкольном образовании» Понятие инклюзии: термин «инклюзия» был введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учебном заведении Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Форсайт технологии в дошкольном образовании
Опубликовано: 18 февраля 2021 в 11:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД