Людмила Клименко
Формы взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребенка с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Информационные
Тематические выставки.
Регулярно, соответственно темам, готовится специальное оборудование, то есть
организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”
: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные
игрушки, палочки и т. д. Родителей убеждали в важности и необходимости
развития мелкой моторики рук. Мы рассказывали о разных видах работы: от
пальчиковых игр до развития ручной умелости. Родители умело распорядились
этой информацией и регулярно пополняют наши игры экспонатами, которые
Публикация «Формы взаимодействия с семьёй, воспитывающей ребенка с нарушением речи» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
были сделаны детьми и родителями дома.
Речевой уголок
В начале каждой недели обновляется информация в речевом уголке. Родители
еще раз знакомятся с материалом, который ребенок должен усвоить в течении
тематической недели. Рубрики речевого уголка: «Вводим в активный словарь»;
«Учите с детьми»; «Лексико-грамматические игры и упражнения»; «Родителям
рекомендуется».
Очень часто, приходится прибегать к силе статей в журналах и книгах, которые
оказывают на родителей большое влияние, особенно, если подтверждают
рекомендации и мнение педагогов.
Коллективно-практические
Родительские собрания
Родительские собрания в речевой группе стараюсь проводить в необычной
форме. Выдавая родителям информацию, стремлюсь к тому, чтобы они сами
делали выводы. Обязательно проводим практическую работу (например,
ситуация: ребенок оказывается дома выполнять артикуляционную гимнастику.
Что делать) Родители охотно высказывают мнения, делятся опытом,
проигрывают определенные ситуации.
Встречи с родителями
Открытые занятия
На этом открытом занятии будет вознагражден, видя успех своего ребенка.
Семинары-практикумы
Семинары- практикумы по обучению родителей совместным формам
деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные
виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие
связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить
“опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание
предлагаемого материала родителями.
«Как научить ребенка пересказывать тексты»
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»
«Основные приемы коррекции слоговой структуры в домашних условиях»
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
Круглые столы
На круглые столы приглашаются авторитетные специалисты: педагоги,
психологи, врачи, активно используется техническое оснащение. Такие
широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают
эмоциональную атмосферу доверия как для детей, так и для взрослых.
Игры-тренинги
Индивидуальные
Анкетирование
Немалую роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи может
сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает жёстко
фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание
способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи,
особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их
трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают
задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Беседы
Консультирование
Консультации, логопеду важно построить так, чтобы они не были
формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем,
развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не
захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации
должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям
конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей
в нашей группе:
-“Артикуляционная гимнастика”
-“Развитие мелкой моторики”
- “Выполнение домашнего задания” ;
- “Развитие внимания и мышления” ;
- “Речевые игры дома”;
- “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”;
- “Как научить ребёнка читать” ;
- “Как учить звуко-буквенному анализу” .
Домашние задания
Основной формой взаимодействия с родителями у нас является папка для
домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может
написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений
заданий ребёнком. Тетрадь заполняется логопедом 1 раз в неделю, для того,
чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью
ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не
только по звукопроизношению, но и по формированию словаря,
грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если
задание большое,то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной
реакции ребёнка по отношению к процессу обучения.
Приобщение к жизни группы
Родители регулярно привлекаются к жизни группы. Это и проведение
праздников, и ремонты, и прогулки и экскурсии. Родители – частые гости в
группе и кабинете логопеда, поэтому все проблемы группы на виду, родители
сами предлагают пути их решения.
Мониторинг речевого развития
Ежедневное общение
Творческие
Изготовление пособий
Регулярно пополняется в логопедическом кабинете копилка игр и пособий,
изготовленных родителями. «Веселый язычок», «Звуковички», «Сад-огород»,
«Овощи-фрукты» и многие другие.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного
речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются
там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие
“взаимодействия с семьёй” нельзя путать с понятием “работа с родителями”;
хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает
не только распределение задач между участниками процесса для достижения
единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или
обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым,
опосредованным.