Пурклова Наталья Сергеевна
Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся.
Слайд 2
Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.
“ Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью. ” (В. А. Сухомлинский)
Публикация «Формы вовлечения родителей, социальных партнёров в формирование мотивационной сферы обучающихся» размещена в разделах
Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы.
Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.
Как привлечь родителей в школу? Это извечная проблема.
Слайд3
Для работы с родителями всегда выбираю девиз: «Школа и семья: давайте жить дружно!» Союз семьи и школы… Сочетание этих слов стало уже привычным. Родителей волнуют различные аспекты взаимодействия семьи и школы.
Родительское собрание – это одна из основных форм работы с родителями. Главное на собрании - помочь родителям организовать труд и отдых ребят, их воспитание в семье. На открытых собраниях у родителей есть возможность поделиться опытом формирования у детей кругозора, ответственности, организованности, трудовых навыков, навыков культуры поведения, общения.
Работаю в школе не первый год. Родители часто смотрят на учителя глазами своих детей, и я должна добиваться того, чтобы дети мне верили. Вопросы родителей на собраниях заставляют работать над собой постоянно
.Формы проведения собраний :
Директивно-консультационные;
Дискуссионные;
Семинары;
Клубные;
Творческие встречи и отчет и т. д.
Не забывайте постоянно демонстрировать свое полное уважение к семье и родителям учащихся.
«Счастлив тот, кто счастлив дома», - говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея в виду ту атмосферу, которую создают в семье прежде всего взрослые, помогая детям стать увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить его общими делами.
Конечно, главное назначение родительского собрания - обогатить родителей новыми знаниями и опытом, помочь в организации семейного воспитания.
Какие же функции должно выполнять родительское собрание? Среди таких функций следует указать:
1)ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т. п.);
2)психолого – педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т. д. ;
3)вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия – конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);
4) совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей экскурсии детей или подготовке к походу, собрания по плану психолого - педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками, тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно – воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т. д. Тематика родительских собраний обычно определяется учителем, обсуждается на родительском комитете.
Часто для работы с родителями используется тематическая лекция - самая распространенная форма устного преподнесения знаний. К ее организации и проведению привлекаются родители, психолог.
Тематика лекций разнообразна, например: «Трудовое воспитание детей» - 3 класс, «Авторитет родителей» - 2 класс, «Отец - воспитатель» - 4 класс.
Беседа – не менее распространенная форма работы с родителями. И она часто используется педагогами начальной школы. В ходе совместного поиска ответа на вопросы учителя, родители, часто вместе с детьми, находят решение жизненных ситуаций. Интересно проходит этическая беседа с родителями и детьми 3 класса по теме: «Я - в мире людей».
В практике используется проведение научно- практической конференции родителей «Воспитание детей в семье». В такой форме прошло одно из общих родительских собраний. В ходе конференции решаются вопросы:
1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?
2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
3. Педагогический такт родителей.
4. Пути самовоспитания родителей.
5. В чем состоит влияние отца на ребенка?
6. Как вы организуете свободное время вашего ребенка?
7. Ваши предложения по улучшению внеклассной работы с детьми в начальной школе.
В работе этой конференции принимает участие директор школы, заместители директора по учебно-воспитаельной и по воспитательной работе, школьный психолог.
В ходе подготовки конференции учителя начальных классов выпускают газету, посвященную семьям, где лучше всего идет воспитание. После конференции приятным сюрпризом для родителей становится концерт, подготовленный детьми.
Сложилась традиция использования такой активной формы работы, как родительские тренинги.
В родительских тренингах участвуют оба родителя, от этого эффективность тренинга возрастает. Родителям дается возможность на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства».
Часто используется в работе с коллективом родителей такая форма как родительские чтения. Она дает возможность родителям не только слушать лекции учителя, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении.
Огромную возможность сотрудничества школы с родителями детей дает проведение совместных классных праздников. В нашей начальной школе есть множество вариантов такого сотрудничества. Это спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья», утренники «Папа, мама, я – читающая семья» и «Папа, мама, я – дружная семья», викторина для детей и родителей «Играем вместе», игры для всей семьи «Счастливый случай», «Крестики-нолики», праздники посвященные 8 Марта и Дню защитника Отечества и многие другие. Интересно и весело проходят такие праздники.
Интересная форма проведения родительского собрания– консультация для родителей.
Примерная тематика консультаций для родителей.
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
3. Грубость и непонимание в семье.
4. Талантливый ребенок в семье.
5. Вредные привычки. Как с ними бороться.
ДРУГИЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Одна из замечательных форм родительских собраний - письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.
- Родительское собрание вместе с учащимися.
- Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.
- Родительское собрание в форме кафе.
- Родительское собрание в походе у костра.
- Родительское собрание в форме игры.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда - либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
- Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
- Родительское собрание мужчин.
- Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
- Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.
- Родительское собрание - спектакль, в котором выступают их дети
- Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Такая работа дает свои плоды: в классе сформировался не только дружный коллектив учащихся, но и дружный коллектив родителей. Это во многом облегчает проведение воспитательной работы и делает нас всех союзниками.
Слайд4
Основные формы вовлечения родителей в формирование мотивационной сферы обучающихся, которые я использую в своей работе следующие:
-«Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсуждаются с родителями актуальные проблемы воспитания.
-«Родительский совет (комитет)». Родительский совет – это группа родителей, которая регулярно собирается для того, чтобы содействовать в совершенствовании условий для осуществления образовательного процесса, охраны жизни и здоровья учеников, свободного развития личности; участвовать в организации и проведении совместных мероприятий. Как правило, в члены родительского совета выбираю родителей с активной жизненной позицией.
-«Дни открытых дверей». Они дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность.
-«Посещение семьи». Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими я узнаю много полезной информации об учениках, их пристрастиях и интересах.
Слайд5
-«Досуговые формы взаимодействия с родителями». Досуговые формы организации общения устанавливают теплые неформальные отношения между мной и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. В дальнейшем становится проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
- Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение традиционных совместных праздников и досугов, таких как «Встреча Нового года», «Рождественские посиделки», «Масленица», «Мама, мамочка, мамуля», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая», «День здоровья». Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.
Слайд6
-«Поход выходного дня». Совместные походы и экскурсии. Основная цель таких мероприятий –укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.
Слайд7
-«Выставки работ родителей и детей». Такие выставки, демонстрируют результаты их совместной деятельности. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитания (повышение активности родителей в жизни класса, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки «Природа и фантазия»
Слайд8
«Дни добрых дел» помогают принять и поддержать любого, нуждающегося в помощи и защите. Подарить тепло, доброту, ласку- все то чего многим не хватает. Например «Мы тебя помним»- сбор посылок для бывших выпускников, которые проходят службу в армии. Акция «Милосердие»-сбор вещей для детей,оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Помощь престарелым людям.
Благодаря использованию данных форм работы значительно повышается :
Авторитет родителей в семье.
Нравственные качества школьников.
Понимание родителями значимости совместной работы.
Создание атмосферы сотрудничества
Позитивные изменения взаимоотношений школьников с учителями и их родителями.
Слайд9
Взаимодействие с социальными партнерами строится по алгоритму, включающему несколько этапов:
1. определение круга социальных партнеров;
2. предварительные переговоры с потенциальными участниками;
3. определение общих целей и задач, ресурсов сторон;
4. определение организационных форм социального партнерства;
5. формирование нормативно-правовой базы социального партнерства;
6. координация деятельности социальных партнеров в ходе реализации планов, программ, проектов;
7. анализ эффективности и коррекция партнерской деятельности.
На сегодняшний день в нашей школе сложилась определённая система работы по социальному партнёрству, способствующая созданию для учащихся «социальной ситуации развития». Нашими социальными партнёрами являются :
- районная библиотека;
- краеведческий музей;
- комплексный центр социального обслуживания населения;
- правоохранительные органы;
- районный Дом культуры
Со всеми существуют давние партнёрские отношения.
Таким образом, социальное партнерство обеспечивает образовательной организации конкурентоспособность на рынке образовательных услуг, помогает смягчить социальные последствия проводимых реформ в образовании, улучшает качество управленческой деятельности.
Слайд11
Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, то к чему мы стремимся.