Александра Колесникова
Развитие мотивационной сферы ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень общего образования. Это означает фактическое признание того, что ребенок дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в обучении, и в развитии.
Публикация «Развитие мотивационной сферы ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.
Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. А школа опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.
Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.
Выделяют три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе :
- мотивационная готовность (желание учиться);
-эмоционально-волевая и личностная готовность (способность управлять своим поведением);
- интеллектуальная готовность (способность управлять своими интеллектуальными процессами).
Мотивационная готовность подразумевает:
• Развитие познавательной мотивации, непосредственно связанной с учебой;
• Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями;
• Развитие социальной мотивации : потребности в общении со взрослыми людьми и сверстниками на новом уровне;
• Способность адекватно оценивать себя.
Мотивационная сфера занимает видное место в структуре личности, выполняя ряд важнейших функций. Поведение и деятельность личности побуждаются, направляются и регулируются мотивацией – иерархизированной совокупностью мотивов, составляющих мотивационную сферу личности. Но важно не только признание этих функций мотивов, что обычно не вызывает возражений и, по существу, общепризнанно (хотя понимание сущности этих функций у разных авторов различно). Не менее важно понимание природы мотивации, ее происхождения.
Мотивационная сфера дошкольника развивается активно, формируются различные типы мотивов поведения, возникают новые, типичные для дошкольного возраста
Основой мотивов являются первичные (естественные) и вторичные (приобретенные) потребности, которые отображаются в форме переживаний, чувств, интересов, представлений, мыслей, идей, понятий, нравственных идеалов, убеждений и т. д.
Одна и та же деятельность может быть вызвана разными мотивами, которые находятся в определенной субординации: одни играют ведущую роль, другие - второстепенную Соотношение их образует систему мотивов вероятно ого акта поведенияи.
Мотив раскрывает смысл, который имеют для человека его действия и поступки, их жизненное значение Он сложный индивидуальных характер
Мотив (франц motif, лат motus - движение) - осознанная причина действий и поступков человека
Будучи осознанным, мотив поведения ребенка является движущей силой в ее развитии
Под влиянием развития внутренней структуры личности, внешних обстоятельств его жизнедеятельности мотивы поведения динамично меняются
Принято различать две большие группы учебных мотивов (автор А. К. Маркова) :
Познавательные (направленность на содержание учебного предмета)
Социальные (связанные с социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.)
И познавательные, и социальные мотивы могу иметь разные уровни.
Познавательные мотивы включают :
Широкие познавательные (ориентация на овладение новыми знаниями)
Учебно – познавательные (ориентация на усвоение способов добывания знаний)
Мотивы самообразования (ориентация на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний)
Социальные мотивы включают :
Широкие социальные (стремление получать знания на основе долга, ответственности, полезности обществу, подготовки к взрослой жизни)
Узкие социальные (позиционные) (стремление занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить одобрение, заслужить авторитет)
Мотивы социального сотрудничества (стремление общаться и взаимодействовать с другими людьми, осознавать и анализировать способы и формы сотрудничества)
Если педагог откровенно игнорирует внутренний настрой ребенка, то, по сути, он в качестве педагогического средства выбирает насилие. Если целью своего воздействия на ученика он выбирает понятия «должен» или «необходимо», он сталкивается с негативной, отрицательной мотивацией. У ребенка формируется устойчивая и сильная тенденция к уклонению от учебы, познавательная активность низкая, результаты незначительны, отвлекаемость, неинтересно на занятии – возникает ситуация «оказания давления». В результате учение требует больших усилий, ребенок быстро утомляется, испытывает чувство удрученности, неудовлетворенности, наблюдается ригидность мышления, высокое психоэмоциональное напряжение. Это не может пройти бесследно для здоровья детей – психического, духовного и даже физического.
Еще Павлов показал, что когда информация подается вне интереса, в коре головного мозга формируется центр ее активного отторжения. Работать, как и учиться, вне интереса – значит вне чувства, вне смыслов.
Педагоги часто забывают о том, что многое из того, что им самим представляется важным и полезным, лишено смысла для детей. Положительная мотивация - мощный фактор сохранения и развития здоровья детей.
• Положительная мотивация основывается на положительных стимулах.
• Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах.
Итак, мотивацию надо специально формировать, развивать, стимулировать!
Процесс формирования и закрепления у дошкольников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Раскрытие причин поведения, действий и поступков человека предполагает анализ совокупности мотивов, которыми обусловлено конкретное поведение. Понять ребенка значительно проще, чем взрослого человека.
На разных возрастных этапах мотивация определяется ведущими видами деятельности и социальной ситуацией развития
В дошкольном возрасте, ребенок знает и умеет многое, но показателем сформированности личности является ее внутренняя структура, которую образуют мотивы поведения, под влиянием которых она действует, воля и чувства.
Потребность в деятельности как своеобразный компонент мотивации наиболее ярко проявляется в таком виде деятельности как игровая. Игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста, оказывая влияние на развитие наглядно-образного мышления ребенка, формирования внутреннего плана действий и произвольности поведения и деятельности и определяя тем самым формирование всех основных психологических новообразований дошкольного возраста
Наибольшее влияние на поведение детей дошкольного возраста имеют типичные для них мотивы, связанные с интересом к миру взрослых, стремлением действовать, как они Желание быть похожим на взрослого руководит малышом и в ролевой игре Его часто используют в воспитании ребенка : "Ты же большой, а большие одеваются сами".
В поведении детей постоянно обнаруживаются игровые мотивы "связаны с интересом к процессу игры, которые переплетаются со стремлением действовать, как взрослые также эти мотивы окрашивают поведение ребенка, создают не неповторимую специфику дошкольного детства
Важное значение в поведении дошкольника имеют мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми. Каждый ребенок нуждается доброжелательного отношения окружения. Своими действиями она пытается заслужить их одобрение Стремление к положительных взаимоотношений со взрослыми заставляет ребенка учитывать их мнения и оценки, выполнять установленные ими правила поведения.
С повзрослением все большее значение приобретает для детей отношение к ним сверстников. Например, 3-летний ребенок, пришедший в дошкольное учреждение, первые месяцы будто не замечает других детей, не учитывает а их в своем поведении (может забрать стульчик у соседа, если захочет сесть).
Однако с развитием совместной деятельности, формированием детского коллектива получения положительной оценки, симпатии сверстников становятся действенным мотивом поведения дошкольника Особенно стараются они получить симпатию авторитетных в группе сверстников или тех, кто нравится им лично. Для воспитателя важно, чтобы ребенок получал признание сверстников своими личностными качествами, стараниями и результатами в игровой, продуктивной деятельности, а не спекулятивным способом.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения Они проявляются в желании выделиться среди других, добиться того, чтобы его уважали и слушались, обращали на него внимание, выполняли его просьбы, выражает стремление детей выполнять главные роли в играх Стремление к самоутверждению 3-5-летних детей свидетельствуют приписывание ими себе положительных качеств, без особых переживаний соответствия их действительности, преувеличение своей смелости, силы и т. п. Например, на вопрос, силен ли он, малыш, не задумываясь, отвечает, что может поднять большой камень.
При определенных условиях стремление к самоутверждению может вызвать и негативные проявления (капризы, упрямство)) Капризы вроде проявлений негативизма детей в период кризиса 3-х лет, в основном является последствий неправильного отношения к ребенку, закрепление негативных форм взаимоотношений с ней. Прибегая к нему, ребенок пытается обратить на себя внимание, доказать что-то взрослым Такими обычно становятся безинициативные дети, которые не могут удовлетворить стремление к самоутверждению другими путями, в частности в общении с сверстниками.
О развитии мотивов поведения ребенка свидетельствуют :
1) превращение эпизодических, разрозненных (иногда противоречивых) побуждений на систему относительно последовательных мотивов. Последовательность и системность мотивов дошкольника имеет еще относительный и неустойчивый характер поэтому его поведение нередко бывает неожиданным для воспитателя, подчиняется эмоционально сильном побуждению (оскорбление, большое желание, следствием чего является нарушение хорошо известных ему правил;
2) четкий проявление побудительной силы различных мотивов.
Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов : одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.
По мере ее развития появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или плохое.
В качестве основных принципов формирования мотивации дошкольников можно выделить следующие:
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность (ПД).
2. Стимуляция любознательности ребенка. в
3. Передача инициативы от взрослого ребенку.
4. Безоценочность.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.
Само по себе содержание (учебная информация) вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения, а значит, не побуждает к обучению.
Что делать? – Подавать его в такой форме, чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы:
1) аналитический характер преподнесения: критический, проблемный;
2) подчеркивание привлекательных сторон содержания: трудность, сложность (простота, доступность, новизна, открытие нового в давно известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, парадоксы;
3) задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;
4) показ значимости знаний, умений;
5) межпредметные связи, интегрированный подход.
Важным является и влияние стиля взаимоотношений педагога с детьми.
Авторитарный стиль формирует внешнюю мотивацию учения, мотив «избегания неудач», не формирует естественных потребностей учиться.
Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации.
А либеральный (попустительский) стиль формирует мотив «надежды на успех», но не внутреннюю потребность учиться.
Как быть?
1) проявлять личное отношение к ребенку, высказывать собственное мнение;
2) проявлять собственные качества личности: эрудиция, культура, деловые качества, не скрывать отношение к предмету и т. д. ;
3) проявлять доверие к силам и возможностям детей;
4) организовать дружеские взаимоотношения в группе.
В воспитательно-образовательном процессе необходимо следующие методы и приемы формирования познавательного интереса.
• Опыты-эксперименты ( формирование понятий: свет, вода, почва, воздух)
Занимательные аналогии
• Познавательные игры (игры-головоломки и т. д.)
• Анализ проблемных ситуаций (“Прими решение” «Как ты думаешь…», «Что будет если» т. п.)
Проблемная ситуация в своей психологической структуре имеет не только предметно-содержательную, но и мотивационную, личностную сторону (интересы ребенка, его желания, потребности, возможности и т. д.).
Какие же дидактические задачи преследует создание проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе дошкольников?
Можно указать на следующие:
привлечь внимание ребенка, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы мыслительной деятельности;
поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность;
помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения;
побудить ребенка к активной поисковой, экспериментальной деятельности;
помочь ему определить и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.
Необходимо также учитывать то, что:
ситуация должна быть доступной пониманию ребенка (проблема должна быть сформулирована в известных терминах, чтобы все или, по крайней мере, большинство детей уяснили сущность поставленной проблемной ситуации и средства для ее решения);
посильность и естественность выдвигаемой проблемной ситуации;
формулировка должна заинтересовать учащихся (весьма существенно подобрать надлежащее словесное оформление, учитывая эмоциональность, образность детского мышления);
варианты возможного выхода из предложенной ситуации могут состоять из: самостоятельного принятия решения, возможности посторонней помощи, нежелания выбора решения, собственного способа.
• Создание ситуации успеха в различных видах деятельности
• Одобрение со стороны взрослого, поддержка детским коллективом
• Игры “Вопрос-Ответ”, «Да и нет», «Кто где живет», «Палочки», «Узоры» и т. д.
В качестве условий целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей можно выделить следующие:
1. Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность.
2. Строить процесс обучения по принципу сотрудничества с педагогом, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.
3. Учить детей планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат.
4. Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
5. Учить детей грамотному объяснению своих успехов и неудач.
6. Оценка педагога повышает мотивацию, если она относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Педагогу необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.
7. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
Таким образом, в формировании мотивационной сферы детей дошкольного возраста необходима активизация различных видов деятельности в соответствующем направлении с опорой на ведущую деятельность и творчество ребенка, с оптимальным использованием методов развивающего образования.
Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом должна быть их совместная деятельность.
Психолог Л. И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности:
1. совместно-индивидуальная деятельность, которая предполагает решение каждым участником части общей задачи независимо друг от друга;
2. совместно-последовательная деятельность – общая задача выполняется последовательно каждым участником;
3. совместно-совместная деятельность – одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
Самыми оптимальными в условиях совместной деятельности являются малые группы детей (по пять-шесть человек).
Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность, внутренняя мотивация, познавательный интерес.
В самом общем виде структура совместной деятельности детей и педагога может быть определена следующим образом:
1. постановка воспитателем (возможно и детьми в старшем дошкольном возрасте) познавательной, проблемной или иной задачи и принятие ее всеми участниками;
2. процесс совместной деятельности – анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задачи, обсуждение и выбор способов решения, и собственное решение;
3. результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.
Создаваемые педагогом в процессе взаимодействия с детьми ситуации, ориентированные на личностное развитие (ситуация успеха, ситуация, обращенная к личному опыту ребенка, ситуация выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., должны предоставлять ребенку возможность ребенку реализовать себя как личность.
Педагогу необходимо пересмотреть, проанализировать свою работу с детьми, изменить акценты в ней. Важно избегать ошибок в формировании мотивационной сферы дошкольников, а именно:
• игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового
• задание формирования мотивации перекладывается на школу.
Развитие мотивации не должно быть ступенью, предшествующей обучению. Оно должно идти параллельно, неразрывно с ним. Учебная деятельность для дошкольника должна быть разнообразной, направленной на раскрытие тайн, разгадывание загадок и ребусов, с возможностью играть и фантазировать. Одним из ведущих способов формирования мотивации будут дидактические игры. Мотивационные функции будут нести и проблемные задания. Обязательны творческие задания. В процессе формирования мотивации дошкольника должны «участвовать» сказочные персонажи, и необходима красочная наглядность. Содержание и формулировка заданий должны вызывать интерес у школьника. Информация должна помогать ребенку решать жизненные задач, практические потребности. Дошкольники должны учиться сотрудничать и соревноваться – это необходимо стимулировать в них.
Формирование мотивационной сферы у старших дошкольников, это:
-высокий уровень активности;
- инициативы;
-самостоятельности;
-уважительное отношение к учителю;
-умение сосредотачивать внимание на поставленной задаче;
- умение планировать и контролировать собственные
действия в соответствии с этой задачей.
Для позитивной мотивации ребенок должен ощущать реализацию своего потенциала, получать реальные результаты своего труда. Родители и воспитатели должны помогать и учить ребенка преодолевать страх, выдавать авансы успеха («у тебя получится», давать высокую оценку даже частям деятельности. Можно подключать личную исключительность («только ты сможешь это сделать», усиливать мотивацию («это необходимо нам для…»).
Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Ребенок должен быть активным, взаимодействовать с родителями, сверстниками и поддаваться воздействию педагога. Это не только потребность сегодняшнего образования, но и каждого ребенка как личности.
Организуя работу по формированию мотивации детей дошкольного возраста педагог должен помнить следующее «Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка.
Список литературы.
1. Божович Л. И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка. В кн. : Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной – М., 1972
2. Виноградова Е. Л. «Мотивационные предпочтения различных форм познавательной деятельности старших дошкольников».// Журнал прикладной психологии № 2 - М., 2003 г.
3. Виноградова Е. Л. «Условия становления познавательной мотивации дошкольников 5-6 лет».// Психологическая наука и образование. № 1 – М., 2004 г.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956
5. Ганошенко Н. И., Юркевич В. С. О развитии познавательной потребности у дошкольников// Новые исследования в психологии. – 1983. - № 1 (28).
6. Годовикова Д. Б. Общение и познавательная активность у дошкольников// Вопросы психологии – 1984. № 1
7. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Сб. статей под ред. А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, М. -Л., 1948
8. Иванова Г. П. Психические особенности отношения ребенка дошкольного возраста к группе сверстников. В кн. : К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности/ Под ред. В. С. Мухиной, - М., 1979
9. Котырло В. К., Дуткевич Т. В. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников// Вопросы психологии 1991 № 2
10. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии – 1982 № 4
11. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности// Вопросы психологии. 1982, № 4
12. Обухова Л. Ф. Детская психология: Детская психология. Теория. Факты. Проблемы. - М. 1995
13. Поддъяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М., 1977
14. Смирнова Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003
15. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах