Галина Белова
Развитие мотивационной сферы ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления – «Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста».
Одним из главных условий усвоения знаний является определённая система мотивов.
Мотив – предмет, материальный или идеальный, достижение которого выступает смыслом деятельности, побуждающий и определяющий выбор направленности, ради чего она и выполняется.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2018
Среди мотивов любой деятельности можно выделить внешнюю и внутреннюю. Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность
Внешняя мотивация напрямую не связана с самим процессом деятельности, в центре внимания оказываются лишь атрибуты – стимулы: работа ради награды, поощрения. Проявляется подмена внутренних мотивов учебной деятельности внешними, требующими обновления постоянной подпитки. Тем самым уничтожается социальная составляющая – получение образования как обязательное условие успешного жизнеустройства.
Внутренняя мотивация, непосредственно связанна с осуществляемой деятельностью. Здесь необходимо выделить ситуативный интерес (стремление решить некоторую проблему, разгадать загадку) и долговременную мотивацию, основу которой могут составлять интерес к процессу учения.
В создании и поддержании внутренней мотивации важную роль играют :
Абсолютное преобладание учение над обучением, выбора ребёнка над давлением взрослого;
Соответствие различных видов учебной, творческой деятельности;
Доступность учебного материала;
Положительный эмоциональный настрой всех участников образовательного процесса;
Возможности самоутверждения каждого ребёнка;
Чувство радости от совершаемых открытий;
Правильная постановка задач обучения и удовлетворения от их решения.
Проблемы современного образования связаны с игнорированием в ходе образовательного процесса общечеловеческих мотивов, присущих каждому ребёнку.
Развитие мотивационной сферы – один из важных аспектов воспитания ребёнка. Работа над формированием положительной мотивации предполагает тесный контакт педагога и родителей.
Детям необходимо представление о том, что учение – одна из постоянных, естественных и необходимых сторон жизни человека.
С большим интересом дети слушают, пересказывают и иллюстрируют рассказы, как учатся и обучают своих малышей животные. Герои внушают дошкольникам уважение к мудрости природы, пробуждают доброе отношение ко всему живому на планете, заставляют задуматься о собственных возможностях. Выступая в роли различных животных, дошкольники могут приобрести куда более широкий спектр навыков.
Размышляя о том, чему и как учатся животные и люди, многие дети охотно берутся за поиски ответов на вопросы: «Как мышонок Пик научился плавать?», «Кто из ребят умеет готовить салат и как он этому научился?» и т. д.
Так понятие «учение» материализуется, расширяется в сознании дошкольников.
Развитие мотивационной сферы учения – длительный процесс, связанный как с содержанием образования, так и со стратегией построения взаимодействия педагога с детьми.
В старшем дошкольном возрасте большинство детей с интересом включаются в творческие виды деятельности. Среди качеств, необходимых для обучения в школе, они всё чаще называют умение внимательно слушать, хорошую память, аккуратность. Почти все выражают готовность приобрести необходимые знания и охотно выполняют соответствующие игровые упражнения.
Воспитатель должен научить детей оценивать ход и результаты деятельности. Оценка и мотивация деятельности тесно связаны. Практика показывает, что при систематическом обращении к оценке детьми своей деятельности и её результатов многие могут дать развё рнутую сравнительную характеристику работе: не зашла за линию рисунка при закрашивании, научился правильно держать карандаш, рисунок получился аккуратней и др.
Такая оценка непосредственно связана с целями, которые сам ребёнок ставит перед собой. В этом случае оценка становится внутренней мотивации учения. А результаты деятельности всегда приносят свои плоды.
Важность работы по развитию мотивационной сферы учения трудно переоценить.