Яна Шарова
Формы работы с родителями по ЗКР речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Семья – это социальная ячейка общества. Здесь закладываются основы личностных качеств ребёнка. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с людьми. В семье у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к людям, здесь появляется речевая активность и другие важные личностные качества ребенка. Всё это надо учитывать, планируя работу с семьёй.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимикой, жестами, элементами культурного общения (общей тональностью детской речи, позой, двигательными навыками в процессе разговора, речевым слуховым. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Исходя из этого, важно использовать различные формы работы с родителями, что важно не только для педагогов, но и для самих родителей. Главной проблемой современных родителей является уровень педагогических знаний, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в проблемах, связанных с их ребенком. Поэтому большой успех в воспитании и обучении детей в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Публикация «Формы работы с родителями по ЗКР речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Связь с родителями в группе можно осуществлять с помощью определенных форм работы: коллективных, индивидуальных, наглядно – информационных.
Коллективные формы предполагают работу со всем или большим составом родителей дошкольного образовательного учреждения (группы). Она включает совместные мероприятия педагогов и родителей, в которых иногда могут принять участие и дети.
Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.
Наглядно-информационные формы играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.
Выделяются традиционные формы работы взаимодействия с родителями в области воспитания звуковой культуры речи:
Групповые родительские собрания. Они помогают объединить родителей, вовлечь их в процесс воспитания детей, нацелить на помощь воспитателям детского сада в своей группе, объяснить необходимость воспитания звуковой культуры речи каждого ребенка для его дальнейшего развития. Надо добиваться, чтобы родители всех детей группы присутствовали на собрании. Воспитатель, в свою очередь, должен тщательно готовиться к собраниям: подбирать необходимые тематические материалы, иметь тесные связи с психологом и логопедом дошкольного образовательного учреждения, знать возрастные особенности детей данной группы. После собрания необходимо провести анализ.
Уже на первом групповом родительском собрании родителям нужно объяснить, что сами родители должны создавать мотивацию ребёнка к занятиям дома. Надо убедить родителей в том, что они должны дома самостоятельно проводить занятия с ребёнком в разных формах вне детского сада. По окончанию собрания воспитатель обязан ответить на все интересующие родителей вопросы, побеседовать с ними по необходимости, дать нужные советы.
Консультации для родителей проводятся по конкретной проблеме, к которой привлекают специалистов данной области (психологов, логопедов). Их нужно делать четкими, содержащими только необходимый для родителей конкретный материал. Консультации не должны быть формальными, необходимо, чтобы они привлекали родителей для решения их проблем в области воспитания звуковой культуры речи.
Проводятся беседы, в ходе которых можно выявить потребность родителей в необходимости приобретения знаний в области развития звуковой культуры речи детей. От первых встреч с родителями будет зависеть, наладится ли в дальнейшем сотрудничество родителей с воспитателем. Здесь воспитателю необходимо предложить родителям комплексы артикуляционных упражнений, домашние игротеки, рекомендации по конкретной проблеме индивидуально.
Индивидуальные практикумы направлены на обучение родителей совместным формам деятельности с детьми и носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения). Нужно заранее заготовить «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание родителями предлагаемого материала.
Библиотека упражнений и игр. Это различные материалы, подобранные воспитателем, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. Родителям предлагается взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала можно организовывать различные речевые праздники. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями. Здесь должна быть максимальная активность родителей и детей.
Наглядная пропаганда, показ родителям, как нужно использовать в работе с детьми игровые пособия, комплексы артикуляционных гимнастик, артикуляционные сказки,различные пособия: буклеты, папки -передвижки с подобранным материалом по данной теме и другую наглядность.
Домашняя игротека. С ее помощью родителям нужно рассказать, какими формами работы они могут заниматься самостоятельно с детьми дома. Это, например, такие формы работы как: беседа с детьми по ознакомлению с органами артикуляции в виде стихов и загадок, артикуляционное лото, различные артикуляционные считалки, комплекс упражнений в картинках.
Тематический уголок для родителей - это информация, которая размещается для них на стенде. Данная информация должна быть динамичной, раз в две недели материал необходимо обязательно обновлять. С помощью уголка для родителей они могут ознакомиться с важностью проведения различных форм работы с детьми, узнать, какие виды артикуляционных упражнений необходимо использовать, взять различные советы себе на заметку. Здесь же можно приобрести раздаточный материал комплексов артикуляционных упражнений и заданий для использования их дома.
Информационные бюллетени различных рекомендаций по проведению артикуляционной гимнастики с детьми, которые создаются в виде буклета для родителей с рекомендациями и комплексом динамических и статистических артикуляционных упражнений.
Информационные коммуникативные технологии. С их помощью можно вовлечь родителей в совместную деятельность с дошкольным образовательным учреждением. Используя данные технологии, родителям можно доступно и красочно изложить и рассказать весь материал, показать различные презентации, обучающие видеофильмы по данной теме [3].
По классификации Т. В. Кротовой, выделяются следующие нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:
Индивидуальные блокноты . Сюда воспитатель записывает успехи детей в области развития речи в разных видах деятельности и рекомендации для родителей в дальнейшей работе.
Доска объявлений, на которой помещается информация о сроках проведения родительских собраниях и других мероприятиях, на которых должны присутствовать родители.
Ящик для предложений предназначен для записок родителей с пожеланиями воспитателям, своими идеями, предложениями, что позволит им поделиться мыслями с группой воспитателей.
Открытые занятия, на которых присутствуют родители с целью ознакомления со способами работы с воспитанниками при оказании им помощи в формировании навыков правильного звукопроизношения. Это поможет привлечь внимание родителей к данной проблеме. На этих занятиях необходимо показать родителям и достижения детей.
Устный педагогический журнал. Его общая продолжительность составляет не более 40 минут. Необходимо, чтобы большой объём информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, был интересен родителям. На каждой странице журнала – устное сообщение, проиллюстрированное дидактическими пособиями, книгами, артикуляционными упражнениями. Надо, чтобы темы информации были актуальны для родителей и помогали им решить наиболее важные вопросы в воспитании звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста.
Также к нетрадиционным формам работы относятся Мастер - классы - это передача педагогического опыта, представляющая собой разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающаяся на свои принципы и имеющая определенную структуру. Мастер – класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.
Круглый стол. Его целью является обсуждение в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов с родителями проблемы их детей по выработке подвижности артикуляционного аппарата и звукопроизношению. На данное заседание приглашаются родители, которые в письменной или устной форме выразили желание участвовать в этой работе по той или иной проблеме со специалистами.
Дистанционный клуб "Говорушки". С помощью создания клуба родители могут общаться с воспитателем дистанционно, получать задания и рекомендации на дом, делиться с воспитателем о том, какие трудности возникли при выполнении упражнений и каких результатов они достигли.
Кроме того, в работе с родителями применяется информационно-аналитическая форма взаимодействия. Это анкетирование родителей. Оно представляет собой чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать, известно ли родителям, какие органы артикуляции существуют, знают ли они артикуляционные упражнения и занимаются ли с детьми дома, а также увидеть положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах и особенностях развития речи ребёнка. Важным является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда». Также с помощью анкетирования можно выявить, какие проблемы волнуют родителей в формировании речи их детей.
Заключение: Таким образом, изучив психолого – педагогическую литературу, я пришла к выводу, что самым важным этапом в развитии речи дошкольников является первый этап- подготовка органов артикуляции. На данном этапе происходит выработка подвижности органов артикуляции с помощью различных артикуляционных гимнастик, серии игр и упражнений.
Уже с первого этапа надо вести совместную работу с родителями по воспитанию звуковой культуры речи детей. Прежде всего, необходимо повысить уровень педагогических знаний родителей по данной проблеме и нацелить их на совместную работу. Родители должны понять, что воспитание звуковой культуры речи является важным условиям полноценного развития личности.
На следующих этапах работы предполагается формировать, закреплять и совершенствовать привычку говорить ясно, внятно, правильно, используя различные этапы работы с детьми (артикуляционные гимнастики, игры и упражнения, артикуляционные считалки, артикуляционное лото и другие, активно привлекая к работе по воспитанию звуковой культуры речи родителей с помощью коллективных, индивидуальных, и наглядно-информационных форм, так как семья имеет немаловажное значение в формировании правильной речи ребенка.