Ольга Саржан
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-психолог Саржан О. П.
В наши дни мы часто слышим о том, что мир находится на грани экологической катастрофы. А экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших тем современности.
Чтобы сохранить природу на планете, и саму планету нужны образованные люди. Взрослые, которые сейчас причастны к экологическим бедам, тоже когда-то были детьми. Первые основы экологической культуры закладываются в детском саду. Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека. В это время закладывается позитивное отношение к природе и окружающим людям. М. М. Пришвин говорил о том, что природа для нас – кладовая солнца с великими сокровищами… И охранять природу – значит охранять Родину.
Публикация «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию детей старшей группы» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы понимаем, что одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры, является не только работа с детьми, но и с их семьями. С этой целью в нашей старшей группе «Непоседы» кроме общепринятых форм работы с родителями : родительских собраний, бесед, консультаций привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми. Это участие в экологических конкурсах по изобразительной деятельности, проведение опытов в образовательной деятельности, изготовление поделок из природного и бросового материала, участие в выставках, проведение праздников и развлечений, на которых родители являются не просто зрителями, а самыми активными их участниками. Для формирования отчётливых представлений о живой и неживой природе, о сезонных изменениях, происходящих в природе, мы приглашаем родителей на совместные экскурсии по близ лежащей территории к саду.
Наше внимание привлекла, вышедшая в 2017 году переработанная и дополненная программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников «Ребёнок в мире поиска». Авторы программы Дыбина О. В., Щетинина В. В., Поддьяков Н. Н. Программа составлена в соответствии с ФГОС ДО. В программе выстроена система взаимосвязи процессов обучения, развития и воспитания. Программа состоит из двух блоков информационного и деятельностного. Информационный блок состоит из микроблоков: «Неживая природа», «Живая природа», «Физические явления», «Человек», «Рукотворный мир». Микроблоки соответствуют принципам системности и полноты, поэтому содержание информационного блока можно варьировать, отражая специфику любой программы дошкольного образования по блоку «Познавательное развитие». Деятельностный блок состоит из следующих микроблоков: «Общие исследовательские умения», «Экспериментальная деятельность», «Исследовательская деятельность», «Деятельность моделирования», «Преобразовательная деятельность». Образовательные задачи представлены по блокам и микроблокам с учётом возрастных групп. Авторы программы рассматривают предметно пространственную среду как «поисковое поле» ребёнка, она должна быть развивающей. В программе дана характеристика микроцентров развивающей предметно-пространственной среды познавательного развития детей, а также диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей. Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, мы пришли к выводу, что критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. Потом мы проработали литературу по проектной деятельности дошкольников. И решили связать проектную деятельность с экологическим воспитанием детей. Нами были разработаны диагностические карты по выявлению уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста первичных представлений о мире природы на основе рекомендаций С. Н. Николаевой и О. А. Соломенниковой.
Результаты диагностики выявили большую степень зависимости детей от мнения и знаний родителей. Дети в некоторых случаях повторяли просто заученные фразы, отвечали на вопрос, не дослушав его до конца, рвали цветы на клумбе. Убирать мусор за ними должны «уборщики», помогать кормить животных, ухаживать за растениями должны взрослые, потому что они (дети) ещё маленькие. Зачем заводить кошечку дома, если с ней столько хлопот, соскучусь по кошечке или собаке, поиграю с ними у бабушки в деревне летом. Горшки с цветами дома нельзя ставить на подоконник, потому что он новый, горшок оставит след на новом подоконнике. Или, папа сказал, что самые красивые цветы – розы. Зачем тебе эти слабые колокольчики, одуванчик лучше не трогай, им только руки испачкаешь, какой это цветок, это просто трава. Мама сказала, что хомячки плохо пахнут, она мне их не купит, вот аквариум можно, рыбки красивые и кушать не просят, раз в сутки корм забросил и готово, и красиво. Эти факты говорят о том, что общение с детьми на экологические темы просто практически не ведётся, а если и говорят дома о животных, о красоте природы, то это бывает крайне редко. Всё сводится к удобствам быта и порядка в квартире.
Анализ диагностических данных показал, что дети имеют в основном низкий и средний уровень экологических знаний, а значит и низкую экологическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанно правильного отношения детей к природе. Поэтому была поставлена задача: наметить методы совершенствования работы по воспитанию правильного отношения к природе, формированию начал экологической культуры у детей группы. Мы провели анкетирование родителей, а затем пригласили их для участия в первом экологическом проекте «Вода-водичка».
Мы предложили прочитать родителям блок экологических сказок Елены Георгиевны Студневой: «Сохраняя воду, сохраняем жизнь» - сказка старого Водяного и его надежды на то, что нынешнее поколение будет умнее, и будет помнить о том, что сохраняя воду, сохраняет жизнь всей планеты;
«История одной капли» - сказка о бережном отношении к воде;
«Как Тучка была в пустыне» - грустная сказка о воде, без воды нет жизни; «Сила Дождя и Дружбы» - сказка о живительной силе воды;
«Разве озеро – свалка?» - современная сказка о Рыбаке и Рыбке.
Чтение сказки «История маленького Лягушонка», Е. Студневой помогло бережно относиться к воде в детском саду. Так раньше в группе были дежурные по тишине, сейчас дети сами организовали дежурство по правильному использованию воды во время мытья рук после прихода с прогулки и перед едой.
Анализ и оценка результатов проведённой работы :
Повторное анкетирование родителей было проведено после окончания работы над проектом. Вопросы анкеты были те же, но результаты другие. Родители с помощью соцсетей нашли документальные фильмы Хаяо Миядзаки о мире природы и фильмы о природе Мурманской области, о заповедниках. Фильмы расширили знания родителей и детей о природе. У родителей изменилось отношение к литературе о природе. Библиотека группы пополнилась тремя энциклопедиями и Красной книгой России. В группу родители подарили книги : «Времена года», «Рассказы о весне», «Живая азбука». Родители стали интересоваться экспериментальными опытами, которые проводились с детьми в группе; нужна ли помощь, может что-то необходимо приобрести для ребят в группу. Изменилось отношение родителей к познавательному развитию детей.
За проектом «Вода-водичка» последовали другие проекты: «Медвежонок Умка», «Секреты нерпы». А сейчас родители группы принимают активное участие в долгосрочном проекте «Секреты бруснички». В рамках проекта мы часто сотрудничаем с Центром семейного чтения «Семья» и МАОУДО ЦДОД.
Наша экскурсия в теплицу тоже прошла с участием родителей. Лариса Владимировна Власова (педагог дополнительного образования) рассказала детям, о том, как они выращивают цветы, правилами ухода. Вместе с родителями в игровой форме дети ухаживали за цветами. Они видели как цветочки «пьют» водичку, как водичка быстро исчезает из поверхности почвы в цветочном горшке, а почва остаётся влажной. Наши воспитанники познакомились с растениями, которые любят «пить много воды», и с теми, для которых обильный полив принесёт вред. Ребята обратили внимание, что маленькие растения растут в маленьких горшках, большие в больших. У всех цветов разная форма и величина листьев. И запах у цветов разный. Детей удивили огромные лампы и световые окна в теплице. Ребят интересовало абсолютно всё и контейнеры с почвой и орудия труда, а больше всего понравилось трудиться самостоятельно и с мамами.
Родители нашей группы вместе с детьми стали активными участниками городской акции «Сохраним жизнь ежам». Дети с удовольствием приносили использованные батарейки, чтобы их можно было утилизировать, и животные не погибали от продуктов их распада. Они рассказывали прохожим о том, что одна батарейка, сданная в утиль, спасает жизнь одного ежа.