Анастасия
Формы работы с педагогическим коллективом
▼ Скачать + Заказать документы
Формы работы с педагогическим коллективом
Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольном учреждении – важнейшая составляющая успешного функционирования и развития ДОО. Все формы работы с педагогами можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
1. Групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, мастер-классы, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т. д.);
2. Индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, стажировка, наставничество и т. д.)
Публикация «Формы работы с педагогическим коллективом» размещена в разделах
Педагогический совет
Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. В ДОО педсовет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы образовательного учреждения. Это одна из важнейших форм методической работы в ДОО.
Главными задачами педсовета являются:
- реализация государственной политики по вопросам образования;
- направление деятельности педагогического коллектива учреждения на совершенствование образовательной работы;
- внедрение в практику достижений педагогической науки и передового педагогического опыта.
Содержание педсоветов разнообразно:
• Педсовет обсуждает и принимает планы работы образовательного учреждения; заслушивает информацию и отчеты педагогов, доклады представителей организаций и учреждений, взаимодействующих с учреждением по вопросам образования подрастающего поколения (н-р, по вопросам преемственности школы и ДОО целесообразно пригласть учителей начальных классов, по вопросам здоровья воспитанников – медицинскую сестру и пр);
• Обсуждает и проводит выбор образовательных программ, форм, методов образовательного процесса и способов их реализации;
• Проводит опытно-экспериментальную работу, определяет взаимодействия учреждения с другими государственными и общественными организациями;
• Рекомендует педагогических и других работников организации к различным видам поощрения и участия в конкурсах различного уровня.
Классификация педагогических советов в ДОО
По форме:
Традиционный - предусматривает подробную повестку дня, четкое соблюдение регламента по каждому вопросу и принятие решений по ним;
Нетрадиционный - требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей;
С использованием методов активизации педагогов - предусматривает, например, решения педагогами кроссворда или ситуативной задачи по теме педсовета, игровое моделирование.
По виду:
Установочный – дает установку на начало учебного года;
Тематический - посвящен одной из годовых задач;
Итоговый – определяет результаты работы ДОО за учебный год.
Памятку по проведению педагогических советов в ДОО, структуру педсовета в ДОО, оформление протокола педагогического совета см. http://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-po-provedeniyu-pedagogicheskih-sovetov-v-do.html
Семинары и семинары-практикумы
Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду. Позволяют более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Главными задачами семинаров-практикумов являются:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов в определённом виде деятельности;
- развитие творчества и фантазии педагогов;
- обсуждение различных точек зрения, ведение дискуссий;
- создание проблемных ситуаций, которые позволяют выработать единые позиции в решении проблемы;
- создание реально выполнимых рекомендаций.
Семинары – практикумы направлены на повышение уровня не только теоретической, но в первую очередь практической подготовки воспитателей, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Руководителем семинара может быть заведующий, старший воспитатель, специалисты (как работающие в ДОО, так и приглашенные). К проведению отдельных занятий целесообразно привлекать воспитателей, специалистов, медицинских работников.
При выборе темы семинаров следует руководствоваться годовыми задачами, интересами воспитателей и их проблемами, выявленных, н-р, при анкетировании. Некоторые темы подсказывают наблюдения за педагогическим процессом в течение учебного года, анализ разных видов контроля, анализ календарно-тематических и перспективных планов.
Можно выделить универсальную структуру проведения данной формы методической работы:
1. подготовительная работа (тематические выставки, просмотры открытых занятий, взаимопосещение и т. д.) – целью является выявление проблемы;
2. организационный момент (психологические упражнения, элементы деловой игры, обсуждение высказываний и т. д. фронтально или в творческих группах) – целью является конкретизация проблемы;
3. теоретическая часть (выступление организатора семинара-практикума, члена творческой группы, мультимедийная презентация, «вопросы-ответы» и т. д.) - целью является теоретическое обоснование обсуждаемого;
4. практическая работа (фронтально, в группах) – цель этого этапа распространение педагогического опыта, приобретение педагогами новых умений;
5. подведение итога мероприятия - итогом работы могут быть наглядные материалы (буклеты, памятки, дидактические игры и т. д., изготовленные руками воспитателей, рекомендации к их использованию которыми могут воспользоваться все педагоги.
Данная форма работы с педагогами может планироваться и реализовываться в одно занятие или в несколько занятий, объединённых общей темой, которые могут проходить в течение учебного года (постоянно действующий семинар-практикум).
Открытый показ
У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство. Выделяют работу воспитателя, добивающегося наилучших результатов, его опыт называют передовым, его изучают, на него «равняются». Передовой педагогический опыт помогает педагогам изучить новые подходы в работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства.
Открытый показ дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Педагог может посетить занятия своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять те или иные образовательные ресурсы в работе с детьми
Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей – пропаганда опыта, обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т. д.
Деловые игры
Деловая игра — это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем. Сущность деловых игр в том, что они имеют черты как учения так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Круглый стол
Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов образования дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость. Роль организатора «круглого стола» состоит в продумывании и подготовке вопросов к обсуждению, нацеленных на достижение конкретной цели.
Выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»:
I Подготовительный этап включает:
• выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
• подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
• подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей профессиональных сообществ и других структур, родителей.
• подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе мероприятия).
II Дискуссионный этап состоит из:
1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса, устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола»
2. проведение «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.
3. выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы.
4. ответы на дискуссионные вопросы;
5. подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.
III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:
• подведение заключительных итогов ведущим;
• выработку рекомендаций или решений;
• установление общих результатов проводимого мероприятия
Мастер-класс
Мастер-класс – это эффективная форма профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства, в использовании педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе. Мастер-класс – это не лекция или доклад, в нём могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических приёмов работы. Главное в технологии проведения мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаются мастером. Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, как это сделать, и я научу вас». Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками, профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым – открыть новые привлекательные грани выбранной профессии.
К участию в мастер-классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
Мастер – класс можно проводить как внутри ДОО, так и для педагогов других учреждений.
Модель проведения мастер-класса
Творческие микрогруппы
Они возникают в результате поисков новых эффективных форм методической работы. Такие группы создаются на исключительно добровольной основе, когда необходимо освоить какой-то новый передовой опыт, новую методику или разработать идею. В группу объединяются несколько педагогов на основе взаимной симпатии, личной дружбы или психологической совместимости и др. В группе могут быть один-два лидера, которые как бы ведут за собой, берут на себя организационные вопросы.
Каждый член группы сначала самостоятельно изучает опыт, разработку, затем все обмениваются мнениями, спорят, предлагают свои варианты. Важно, чтобы все это реализовалось в практике работы каждого. Члены группы посещают друг у друга занятия, обсуждают их, выделяют лучшие методы и приемы. Если обнаруживается какой-то пробел в понимании знаний или умениях педагога, то идет совместное изучение дополнительной литературы. Совместное творческое освоение нового идет в 3-4 раза быстрее. Как только составленная цель достигнута – группа распадается. В творческой микрогруппе неформальное общение, главное внимание здесь уделяется поисковой, исследовательской деятельности, с результатами которой в последующем знакомится весь коллектив учреждения.
Работа над единой методической темой
При правильном выборе единой методической темы для всего дошкольного учреждения эта форма делает целостными все другие формы работы по повышению мастерства воспитателей. Если единая тема действительно способна увлечь, захватить всех педагогов, то она выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему. Эта тема должна быть актуальной и действительно важной для дошкольного учреждения, с учетом достигнутого им уровня деятельности, интересов и запросов педагогов. Должна быть тесная связь единой темы с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, с педагогическим опытом, накопленным практикой работы других учреждений. Эти требования исключают изобретение уже созданного и позволяют внедрять и развивать все передовое в своем коллективе. Сказанное не исключает и такого подхода, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу, с разбивкой крупной темы по годам.
Единая методическая тема проходит красной нитью через все формы методической работы и сочетается с темами самообразования воспитателей.
Самообразование воспитателей
Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах повышения квалификации, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.
Алгоритм работы над темой самообразования:
- Подбор темы
- Определение целей и задач
- Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой
- Подбор источников самообразования
- Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне.
Этапы работы по самообразованию
1 этап: Организационно – ознакомительный. Изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, составление плана работы, подготовка практического материала.
Составление плана по самообразованию включает:
- название темы;
- актуальность;
- цель;
- задачи;
- предполагаемый результат;
- этапы работы;
- сроки выполнения каждого этапа;
- действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
- способ демонстрации результата проделанной работы;
- форма отчета по проделанной работе (консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал и др).
2 этап: Основной. Внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап: Обобщающий. Проведение педагогической диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
4 этап: Внедренческий. Педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.
Формы представления результатов работы по теме самообразования:
- выступление на заседаниях методического объединения, педсовете;
- теоретический, методический, практический семинар;
- проведение мастер-класса;
- распространение опыта в печатном издании;
- составление программы;
- разработка дидактического или методического пособия;
- участие в профессиональных конкурсах.
Принимая активное участие в образовательном процессе, педагог постепенно принимает участие в повышении мастерства. Система методической работы заключается не только в том, чтобы учить педагога, но и в том, чтобы предоставить ему возможность учить других, а, следовательно, и повышать свою квалификацию. Поэтапно педагогам следует оценивать профессиональные способности, с целью последующей коррекции и выбора правильного пути развития. В этом может помочь методика «Квадрат функций». Заполнив и обработав анкету, педагог проанализирует, какая из необходимых функций у него реализуется наиболее успешно, какая наименее, определит содержательный характер затруднений, наметит пути дальнейшего профессионального самосовершенствования.
Методику «Квадрат функций», как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» см. http://www.maam.ru/detskijsad/metodika-kvadrat-funkcii-kak-osnova-razvitija-pedagogov-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html
Список используемой литературы:
1. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М. 2006;
2. Виноградова Н. А. и др. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы. М. 2008;
3. Голицына Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. М. 2008;
4. Елжова Н. В. Тематические педсоветы в ДОУ: подготовка и проведение. Ростов н/Д: Феникс. 2012;
5. Кузьмин С. В. Методика «Квадрат функций», как основа развития педагогов в условиях реализации ФГОС ДО». Ж-л «Справочник старшего воспитателя» №4 2014г, с. 9.