Елена Белокобыленко
Нетрадиционные формы работы с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
Детский сад №10 муниципального образования Крыловский район
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Нетрадиционные формы
работы с семьей»
Подготовила воспитатель:
Белокобыленко Е. М.
Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17.10.13года) предусматривают тесное взаимодействие с семьями детей по реализации основой общеобразовательной программы дошкольного образования.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с семьей» размещена в разделах
Детский сад – первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья. Но детский сад не может заменить семью, он дополняет ее, выполняя свои особые функции. Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.
Особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.
Сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Оно строится на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнёра по общению. Поэтому данные формы рассматриваются как нетрадиционные.
В работе с родителями предлагаю использовать такие формы :
Информационно-аналитические формы :
- анкетирование,
- опрос,
- “почтовый ящик”;
наглядно-информационные формы :
- выпуск газет,
- паспорт здоровья,
- открытые занятия для родителей,
- мини-библиотека,
- информационные стенды,
- дни открытых дверей;
- познавательные
- практикумы,
- нетрадиционные родительские собрания,
- устные журналы,
- экскурсии;
- праздники,
- совместные досуги,
- участие родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Еще одна эффективная форма работы с родителями – наглядно-информационная. Цель: создать родительский клуб, для передачи информации на самые интересные темы для обсуждения. Необходимо постараться, чтобы встречи были интересны родителям, и не превращались в скучные лекции, поэтому всегда стараться выбирать темы с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). “Волшебный мир детства”, “”Как сохранить здоровье”, “Ребенок с точки зрения астрологии”, “Взрослые глазами ребенка” — вот некоторые темы встреч. Кроме того стараться, чтобы дети приняли участие в заседании, включаем практическую часть или мастер-класс. В заключении каждый родитель может получить памятку по теме.
Так же о жизни группы родителям расскажет “Дневник группы”. В “Дневнике” отражаются наиболее важные события: праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия.
У каждой группы в ДОУ может быть визитная карточка. Вновь пришедшие родители могут получить полную информацию о детском саде, педагогах, программах, организации учебного процесса из “визитки”. Воспитатели делают видеозаписи из жизни группы, и родители имеют возможность брать эти ролики домой для просмотра.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако, на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Предлагаю другой метод проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход требует от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат будет ощутимее. Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и разнообразный материал по темам. К предварительной подготовке относятся так же межсемейные конкурсы, запись ответов детей на вопросы по темам на магнитофон, изготовление памяток, приглашений на собрание, оформление благодарностей. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т. д. Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно высок.
Продолжая тему познавательных нетрадиционных форм работы с семьей, хотелось бы подробнее остановиться на экскурсиях. Предлагаю педагогам планировать несколько экскурсий и первыми помощниками в их организации привлечь родителей. Возможность самим стать участниками воспитательного процесса, организаторами, а не наблюдателями поможет установлению неформального контакта, доверия между родителями и воспитателями. По итогам всегда сможет буклет с фотографиями. С помощью буклета родители, не посетившие экскурсию, могут ознакомиться с ее содержанием.
Самая популярная и любимая, как воспитателями, так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Можно предположить, что родители наиболее охотно пойдут на контакт, станут с желанием сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес можно используем при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.
Одной из форм работы с семьей, можно использовать библиотеку “Мамины книжки”. Книги для этой библиотеки предложить создавать родителям. А в некоторых группах книги могут писать целые коллективы. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. Сюда можно отнести создание плакатов, выставки, написание мини-сочинений, конкурсы, экскурсии, родительские собрания и клубы, оформление стендов и многое другое. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.