Наталья Логинова
Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм оздоровительной работы с детьми, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня.
Формы физкультурно-оздоровительной работы :
• утренняя гимнастика на свежем воздухе;
• физкультминутки, динамические паузы;
• гимнастика пробуждения после дневного сна;
• закаливание
• самостоятельная двигательная деятельность детей в группе;
• организованная и самостоятельная двигательная деятельность детей на прогулке;
Публикация «Формы оздоровительной работы в дошкольном учреждении» размещена в разделах
• физкультурные досуги и развлечения;
• спортивные и подвижные игры
Одной из самых важных в повседневной жизни является прогулка в летний оздоровительный период, где особое внимание уделяется проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.
При закаливании воспитанников должны соблюдаться следующие принципы:
• Учет состояния здоровья, индивидуальных возрастных особенностей ребенка
• Комплексность использования всех природных факторов и закаливающих процедур;
• Постепенность нарастания интенсивности закаливающих мероприятий;
• Наличие положительных реакций ребенка на проводимые закаливающие процедуры
• Системность закаливания (оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняют в зависимости от сезона и погоды)
Виды закаливания, рекомендованные для проведения в детском саду:
Организация специальной закаливающей процедуры – общей воздушной ванны, нахождение воспитанников на улице, в облегченной одежде или в майке и трусах. Продолжительность воздушной ванны в первые дни 1,5 - 3 минуты. Ежедневно увеличивается на 30-40 секунд, доводя пребывание раздетыми до 15-20 минут.
(при температуре воздуха от 22-29 С и выше, такие воздушные ванны можно применять с рождения).
Организация закаливающего мероприятия – хождение босиком по различным покрытиям (песок, гравий, трава и т. д.) с целью укрепления свода стопы. Начинать надо закаливание в теплые, солнечные дни с температурой воздуха от 22 С и выше, постоянно увеличивая время с 2-3 минут до 10-12 минут. Хождение по «дорожке здоровья» предусматривает различный порядок ее элементов: травяной покров, песок, влажный песок, гравий, галька, круглые бревна мостиком, круглые камни, травяной покров. Хождение 2-3 кратное с топтанием по мокрому покрытию (мешковине) от 3 до 10 секунд.
Организация закаливающего мероприятия - контрастное обливание ног (можно сочетать с мытьем ног после прогулки). Для здоровых детей обливание ног начинают водой с температурой 24-25 С, затем 35-36 С, и опять 24С. Каждые 3-4 дня температуру теплой воды повышают на 1-2 С до 40 С, а холодной соответственно снижают до 16 -18 С. Для ослабленных детей температура воды та же, но другая последовательность: Теплая, холодная, теплая. После процедуры ноги вытирают сухим индивидуальным полотенцем.
Криотерапия для нее необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто
в подставках от шоколадных конфет.
Для того чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить
«секретик» в замороженный кусочек льда. Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
2 категория игр
Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.
3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
Кратковременная общая процедура – обливание, душ. Можно использовать душ, лейку или кувшин. Струю воды с высоты 40 – 50 см направляют ребенку на шею, минуя голову, на плечи, грудь, спину. Продолжение процедуры 20-30 секунд, затем обтираем хорошо полотенцем.
Так же к оздоровительной работе относятся
Дыхательная гимнастика.
Комплексы дыхательной гимнастики можно взять у Г. А. Широковой «Оздоровительная работа в ДОУ», Методика проведения дыхательной гимнастики для детей Соловьева Н.
«Игровой самомассаж», - являются основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.
Точечный массаж
Комплексы массажа можно взять у Гаврючиной Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»; Абрамова Л. П., Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Орешек на ладошке : Массаж для пальчиков:
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев.
Гимнастика для глаз
Комплексы можно взять у Г. А. Широковой «Оздоровительная работа в ДОУ», «Гимнастика для глаз по методу Г. А. Шичко»
• спортивные и подвижные игры. Нормативы, периодичность
Солнечные ванны?
Солнечные ванны проводятся на открытой местности при температуре от +19 °С и выше +27 °С, но при + 12 °С солнечные ванны не проводятся. Если погодные условия неблагоприятны для обнажения тела, то облучают небольшие и более устойчивые к низким температурам участки тела (кисти, предплечья, голени, руки, ноги).
4. Солнечные ванны начинаются не ранее чем через 1,5 ч после еды, заканчиваются не позднее чем за 30 мин до еды и продолжительность первых сеансов 4 минуты с постепенным увеличением времени, так дети 3-4 лет до 12-15 минут, 5-6 лет до 20-25 минут и 7-8 лет до 20-30 минут.
Во время солнечных ванн все тело ребенка должно быть равномерно освещено солнцем, а голова защищено от солнца навесом, зонтиком или легкой белой панамкой. Завязывать голову платком или полотенцем не рекомендуется. Для защиты глаз рекомендуются темные очки или шапочка с козырьком.
После солнечных ванн проводится водные процедуры (обширное умывание, обливание и мытье ног).
Одежда для солнечных ванн:
- головной убор: шапочки с козырьком, панамы хлопчатобумажные (постоянно);
- футболка, майка (на период адаптации); - трусы.
Особые рекомендации:
- голова всегда должна быть защищена от солнца;
- старайтесь чаще менять положение тела;
- тщательно вытирайте пот, т. к. на влажной коже могут возникать ожоги.
Солнечные ванны проводятся в процессе игр детей.
В жаркий полдень, когда солнце находится в зените, солнечные ванны исключаются.
Солнечные ванны проводятся в строго отведенное время дня (с 10-11 ч утра) с соблюдением дозировок по времени, в зависимости от порядкового номера ванны.
Строго соблюдается питьевой режим. В адаптационный период солнечные ванны не проводятся.
Обширное умывание.
Настоящий метод используется в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
• намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.
• Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».
• Намочить обе ладошки и умыть лицо.
• Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.
То есть ополаскиваются руки до локтя, и выше (до плеча, шея и лицо.
Примечание.
Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, проговаривая «раз, два» и т. д.