Елена Холод
Формы организации праздников математического содержания в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из основ самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий. А вот обучать всем этим математическим премудростям можно по-разному.
Публикация «Формы организации праздников математического содержания в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Сценарии математических развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Опосредованное обучение предполагает использование педагогики сотрудничества. Игровых проблемно-практических ситуаций и деловых игр, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля и взаимообучения в игротеке для детей и родителей, праздников, досугов и развлечений, совместного времяпровождения.
Опосредованное обучение предполагает обогащение родительского опыта по использованию педагогически эффективных методов познавательного развития дошкольников. Ориентируясь на положение Л. С. Выготского о том, что личность дошкольника – это сплав аффекта и интеллекта, особое внимание уделяется эмоциональному комфорту в процессе познавательной деятельности. Положительное подкрепление эвристических находок и успехов детей, эмоциональное невербальное общение взрослого с детьми (взгляды, жесты, мимика) - таков фон, на котором строится обучение дошкольника.
Познавательная деятельность организуется также с учетом индивидуального темпа развития ребенка.
Ни знания, ни учебная деятельность не являются целью обучения. Конечной целью, как отмечал известный отечественный психолог Д. Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные сдвиги в нем. Немаловажно также дать ребенку уверенность, в том, что он способен постичь математику. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее. Прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только весело…Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом,» - эти слова принадлежат неспециалисту в области дошкольной дидактики, французскому писателю А. Франсу, но с ними трудно не согласится.
В математическом развитии детей особое место принадлежит математическим праздникам, как наиболее эффективным средствам опосредованного обучения. Они содействуют развитию познавательной деятельности детей: аналитического восприятия, устойчивого внимания, памяти, речи, пространственного воображения, способствуют формированию нравственно - волевой и мотивационной сферы личности дошкольника. В процессе праздников и развлечений дети закрепляют уже приобретенные знания, умения и навыки. Причем все это происходит в обстановке, которая ничем не напоминает еженедельные занятия по математике.
Математические праздники
Праздник строится на игровых видах познавательной деятельности и использовании информационно-развлекательного содержания. Главное – совместная неформальная деятельность детей и взрослых. Возможность проявить находчивость, сообразительность, смекалку, показать умение работать в одной команде, выполняющей общее дело, гордость за свои достижения и ощущение успеха поддерживает на празднике положительный эмоциональный фон, необходимый в любой интеллектуальной деятельности.
Каждый праздник для детей является экспромтом, полным сюрпризов и неожиданностей. На нем создаются условия для проявления самостоятельности, непосредственности.
До начала праздника дети не знают ни его сюжета, ни его героев, ни заданий, ни своей роли в происходящем. Это предполагает серьезную подготовку к празднику взрослых. Главной дидактической целью праздников является актуализация знаний детей, накопление опыта поисковой деятельности. Познавательная совместная деятельность каждой подгруппы детей (команды) позволяет им вносить свой «интеллектуальный» вклад в решение общей проблемы, заданной сюжетом. Коллективные переживания, совместные обсуждения раскрывает перед детьми возможности интеллектуально-познавательного общения и показывает его привлекательность. Значимость событий усиливается сюрпризностью и новизной обстановки.
Помещение, где проводятся праздники, оформляются соответственно тематики. Зал, групповая комната превращаются в «Страну математики», где все необычно, неожиданно, где все знакомо и совершенно незнакомо.
При подготовке математического праздника целесообразно руководствоваться следующими принципами:
- Праздник строится на представлениях и знаниях детей, на том понятийном багаже, который у них есть. Вся предшествующая работа служит фундаментом праздника.
- Праздник является действом, полным сюрпризов, загадок, неожиданностей. Не следует заранее знакомить детей с ключевыми ситуациями и сюжетными линиями.
- Праздник должен быть хорошо подготовлен взрослыми. Их «сыгранность», продуманная режиссура, выбор находчивого и артистичного ведущего станут залогом успеха. Сценарий является только ориентиром, его можно сократить или изменить, учитывая возможности детей.
Сюжет строится так, чтобы вовлечь детей в происходящее, настроить их на непринужденное общение с персонажами, превратить в активных участников. При этом у детей появляется возможность проявить эрудицию и находчивость, продемонстрировать знания и, конечно, получить признание своих достижений. Педагогически ценным становится объединение интеллектуальных усилий, совместное выполнение замысловатого задания, а соперничества между отдельными детьми следует избегать.
В математических праздниках применяются различные виды занимательного материала : задачи-шутки, задачи в стихотворной форме, загадки, пословицы, поговорки. Считалки, логические упражнения, головоломки с палочками и геометрическими фигурами, лабиринты и т. д.
При проведении праздников и развлечений с использованием занимательного материала необходимо руководствоваться правилами:
- Сочетать художественный и познавательный материал, учитывая ведущую роль последнего, атрибуты и оформление должны стимулировать активность детей в решении интеллектуальных задач.
- Постепенно увеличивать трудность заданий, упражнений, вопросов, включенных в содержание. Целесообразно использовать усложненные варианты знакомых занимательных математических задач и упражнений, способы решения которых, могут быть найдены детьми самостоятельно. Ребенок должен испытывать удовлетворение от преодоления трудностей при достижении цели.
- Предусмотреть смену разных видов деятельности, решение разнообразных по характеру задач. Простые наблюдения чередовать с включением детей в действие (помочь герою, найти выход из сложившейся ситуации, решить задачу, дать ответ на вопрос и т. д., речевую деятельность перемежать с двигательной, индивидуальные задания - с коллективными.
- Использовать в основном косвенные приемы руководства познавательной деятельностью детей (дополнительные, наводящие, подсказывающие вопросы; постепенно усложняющиеся задания; вариативные упражнения).
Выполнение любых заданий желательно чередовать музыкой – это создает эмоциональную приподнятую атмосферу досуга.
Развлечение с использованием занимательного материала проводится во второй половине дня, в специально назначенный день. Длительность их для детей 5-6 лет составляет 30 минут, для детей 6-7 лет – 30-40 минут.
Математические развлечения
Исходя из характера и содержания, развлечения бывают сюжетные и бессюжетные. Сюжетные подразделяются на развлечения с элементами драматизации, например: «Теремок с цифрами» и сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием.
Развлечения с элементами сюжетно-ролевой игры – это различные «путешествия» (на поезде, корабле, ковре-самолете). Чаще всего они проводятся по одной какой-либо теме: «Путешествие в Волшебную страну» (Приложение 1, «В гостях у сказки» (Приложение 2). Здесь, как и непосредственно в игре, дети воспроизводят в ролях все то, что они видят в окружающей их жизни и деятельности взрослых. Но в отличие от игры, замысел которой полностью принадлежит ребенку, замысел развлечения и пути его воплощения полностью определяется педагогом, регламентируется сценарием, реализация которого связана с воображаемой ситуацией, ролевыми действиями, игровыми отношениями и другими компонентами ролевой игры. В ходе «путешествий» ребенок не только закрепляет уже приобретенные знания и умения, но и получает новые.
В сценарий включается занимательный математический материал. Ведущим в таких развлечениях является воспитатель. Он находит возможность в рамках коллективной деятельности индивидуализировать задания по степени сложности, что позволяет обеспечивать определенный уровень математического развития каждого ребенка: помочь «слабому», заставить серьезно задуматься «сильного», а в целом сделать равными участниками путешествия всех детей. Примером данного развлечения является «Путешествие в страну математики», «Путешествие в страну «Геометрических фигур».
Бессюжетные развлечения включают в себя проведение конкурсов, олимпиад и других веселых соревнований по типу спортивных досугов. Бессюжетные развлечения представляют собой своеобразные соревнования по решению различных задач, в том числе и нестандартных, требующих находчивости, смекалки, сообразительности. Участвуют в таких развлечениях несколько команд, составленных из детей одной группы или параллельных групп. Важно чтобы силы ребят были примерно равны. Команды могут иметь свои названия, эмблемы, выбираются капитаны. Можно и не делить детей на команды, а предложить им выполнять всем равноценные по степени трудности задания. В конце развлечения называют победителя или команду - победительницу.
Выполнение каждого задания должно оцениваться взрослыми. Для старших дошкольников существенное значение имеет и оценка сверстников. Чувство собственного успеха, подтвержденное товарищами, окрыляет ребят, поддерживает интерес к решению интеллектуальных задач.
В групповых заданиях следует продумывать систему оценок: можно помещать на подставке с эмблемой команды флажки за каждое задание, а затем их подсчитывать, можно за правильное выполнение задания вручать лепесток, который прикладывается к сердцевине цветка, и в итоге получается «цветик-семицветик».
Командам вручаются вымпелы, медали, кубки. Помимо коллективных наград, приемлемы индивидуальные: значки, небольшие сувениры, отражающие тематику развлечений. Отметить следует всех участников, выразив надежду на их победу в будущем.
Математические конкурсы
Данный вид соревнований проводится по следующей схеме:
- торжественное шествие, представление команд, их приветствие;
- сообщение цели, правил игры, представление членов жюри, других участников игры;
- разминка (вопросительная минутка);
- решение математических задач, представленных наглядно, в виде модели, схемы, в устной форме (3-4 задачи);
- показательные выступления, введение веселых персонажей (Карлсон, волшебник Изумрудного города, и другие, музыкальная пауза;
- решение математических задач (2-3 задачи);
- подведение итогов, чествование победителей и участников игры (вручение призов);
- исполнение «математического» гимна.
Например, математический конкурс «Мы считаем, мы решаем».
Математические олимпиады, в отличие от конкурса проводятся в более широком масштабе. Это своего рода демонстрация успехов, достигнутых детьми в изучении математики. В начале проводятся мини-олимпиады в группах, а затем встречаются команды-победительницы параллельных групп. Можно привлечь к участию и учащихся первых классов.