Елена Шатилова
Конспект лекции на тему «Формы обучения педагогике»
Конспект лекции на тему : Формы обучения педагогике.
Вид лекции : Повествовательная.
Цель: Познакомить студента с формами обучения педагогике. Развивать умение студентов воспринимать и осмысливать знания, полученные на занятии. Способствовать развитию у студента умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.
Публикация «Конспект лекции на тему „Формы обучения педагогике“» размещена в разделах
Ключевые понятия: Форма обучения как внешняя сторона организации учебного процесса. Различие форм обучения по количеству обучающихся, времени и месту обучения. Аудиторные и внеаудиторные формы занятий. Индивидуальная форма обучения как взаимодействие преподавателя с одним учеником. Групповые, межгрупповая и коллективная формы обучения, их сходства и различия. Классно-урочная система общения.
Форма обучения как внешняя сторона организации учебного процесса.
Под формой обучения следует понимать внешнюю сторону организации учебного процесса, осуществляемого по установленному порядку, в определенном режиме, отражающую характер взаимосвязи участников педагогического процесса. Формы обучения имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются с развитием образовательных систем.
Классификация форм обучения осуществляется по различным основаниям:
• количество учащихся;
• место учебы;
• продолжительность учебных занятий и др. Например, по количеству учащихся выделяют классные, групповые и индивидуальные формы обучения, по месту учебы – школьные и внешкольные.
В истории педагогики есть много примеров, когда в рамках той или иной системы обучения отдавалось предпочтение одной из форм обучения. Например, беллланкастерская в Англии, мангеймская система, система бригадного обучения в 20-х гг. XX в. в советских школах.
Традиционной считается классификация форм обучения по виду учебных занятий:
• общеклассные (или фронтальные);
• групповые (или бригадные);
• индивидуальные.
Такое деление называют традиционным потому, что оно охватывает только старые, общеизвестные, традиционные формы. Но педагог на уроке может, например, организовать и работу в малых группах, и индивидуальную, скажем, для отстающего ученика. Таким образом, практика показывает, что опытный педагог сочетает разные формы обучения в зависимости от поставленной дидактической цели.
Различие форм обучения по количеству обучающихся, времени и месту обучения.
Формы организации обучения (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме.
Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся; месту учебы; продолжительности учебных занятий.
По количеству учащихся выделяются массовые, коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения.
По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия, работа в мастерских, на пришкольном участке, в лаборатории и т. п., а ко вторым- домашняя самостоятельная работа, экскурсии, занятия на предприятиях.
По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин, спаренное занятие (90 мин, спаренное укороченное занятие (70 мин, а так же уроки «без звонков» произвольной длительности.
Аудиторные и внеаудиторные формы занятий.
Основные виды аудиторных занятий:
• лекция;
• семинарское занятие;
• практическое занятие;
• лабораторное занятие.
Традиционными, наиболее широко распространенными в России видами аудиторных занятий являются лекционные и практические занятия.
Лекция, как правило — составная часть курса лекций, и это отражается на методике ее проведения. Можно различать первую (вводную, рядовую и заключительную лекции. Главное качество курса и отдельной лекции — это логичность изложения. Логика может опираться на структуру дисциплины, историю решения излагаемой проблемы, или, наконец, на прикладную сторону материала лекции. Содержание лекции должно усваиваться студентами активно. Это достигается прежде всего конспектированием, при котором вынужденно происходит осмысление материала и в процесс познания включается моторика рук, роль которой в педагогике хорошо изучена. Именно это определяет достаточно разумную степень применения в лекции технических средств (слайдов, мультимедиа, плакатов, и т. д., во время которого моторика отключается и познание становится пассивным.
Практические занятия проводятся под руководством преподавателя в учебной аудитории и направлены на углубление научно- теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы. В процессе таких занятий вырабатываются практические умения (вычислений, расчетов, использования таблиц, справочников, научной литературы).
Логическая связь лекций и практических занятий заключается в том, что информация, полученная на лекции, в процессе самостоятельной работы на практическом занятии осмысливается и перерабатывается, при помощи преподавателя анализируется до мельчайших подробностей, после чего прочно усваивается.
Лабораторные занятия проводятся в специально оборудованных лабораториях, с применением техники и измерительной аппаратуры.
Лабораторные работы могут преследовать разные цели: опытное исследование процессов и явлений, опытная проверка теоретических положений, ознакомление с методами оценки технического состояния конструкций и устройств и т. д. Лабораторные работы могут проводиться индивидуально каждым студентом, бригадой студентов или всей подгруппой.
Семинар — это практическое занятие по гуманитарной дисциплине, на котором студенты приобретают умения оформлять рефераты, конспектировать первоисточники, устно излагать материал, защищать научные положения и выводы.
Семинарское занятие представляет собой комплексную форму и завершающее звено в изучении определенного раздела тем дисциплины, предусмотренных учебно-тематическим планом.
Особенность семинарского занятия — возможность равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская и (или) научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Индивидуальная форма обучения как взаимодействие преподавателя с одним учеником.
Индивидуальная форма обучения не предполагает непосредственного контекста ученика с другими учащимися. По своей сущности она есть не что иное как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения часто называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. Вариантом индивидуальной работы является коллективно-распределенная деятельность учащихся внутри группы, когда общее задание делится на более мелкие и распределяется между членами группы. Успех выполнения всего задания зависит от качества выполнения своей части задания каждым членом группы.
Групповые, межгрупповая и коллективная формы обучения, их сходства и различия.
Групповая форма обучения – это выполнение тремя и более учениками одного общего задания. Общение в группе наиболее эффективно при решении нестандартных задач, в ходе обсуждения проблем. Групповые формы обучения можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально организованных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Кооперированно-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков. Деятельностью групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно – через своих помощников: звеньевых и бригадиров.
Коллективная форма обучения – это учебное взаимодействие учащихся в парах сменного состава, когда одну часть задания ученик выполняет с одним партнером, а для выполнения других частей объединяется в пары ч другими учениками. Коллективная форма обучения используется преимущественно для организации взаимообучения.
Классно-урочная система общения.
Классно-урочная система обучения — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий, учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года, причём, все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.
Основные признаки классно-урочной системы обучения :
• все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;
• содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;
• учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;
• для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;
• по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя, другие только учатся (ученики);
• изучение определённого учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса;
• определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.
Классно-урочная система обучения является одним из проявлений группового способа обучения — общественно-исторической формации организации обучения, которая доминирует в мире в течение нескольких веков.
Контрольные вопросы:
1. Какие классификации форм обучения вы для себя выделили?
2. Какие основные виды аудиторных занятий вы узнали?
3. Какие существуют основные признаки классно-урочной системы обучения?
Список литературы
1. Жеребило Т. В. Технологические карты на занятиях в вузе. - Lingua-universum. 2013. № 5.2 С. 114-116.
3. Солодова Г. Г. Психология и педагогика высшей школы : [16+] / Г. Г. Солодова – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2017. – 55 с.
4. Мандель, Б. Р. Методика преподавания педагогики в современном высшем учебном заведении: учебное пособие для обучающихся в магистратуре / Б. Р. Мандель. – Москва;Директ-Медиа, 2018. – 403 с. -
4. Образовательная площадка Мультиурок: [сайт]. URL : https://multiurok.ru/blog/poviestvovatiel-naia-liektsiia-tieoriia-kak-pravil-no.html. (дата обращения 16.02.2021).
5. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка»
6. Файловый архив студентов StudFiles»