елена гаврилова
Формы и методы эмоциональной реабилитации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование инновационных форм и методов эмоциональной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
В своей работе по эмоциональной реабилитации детей с ОВЗ я использую целый ряд коррекционно-развивающих технологий. В качестве наиболее приемлемого и эффективного в работе с детьми психотерапевтического направления можно выделить арт-терапию. Современная арт-терапия включает в себя следующие направления:
• изотерапия — лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. ;
Темочки:
• имаготерапия — воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
• музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки;
• сказкотерапия — воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
• песочная терапия;
• игровая терапия и т. д.
Остановимся, например, на одной разновидности арт-терапии - изотерапии, то есть терапии рисованием. Уже известно, что изобразительная деятельность находятся в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе изображения участвует не какая-то отдельная функция, а личность в целом. Если правильно организовывать изотерапию, то у детей совершенствуется не только познавательная деятельность (восприятие, воображение, мышление, внимание, но также совершенствуется эмоционально-волевая сфера.
Изотерапия:
• воспитывает умение видеть, чувствовать и понимать прекрасное;
• развивает творческую активность, учит мыслить смело и свободно, ребенок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым;
• дает радость общения с товарищами, формирует умение сопереживать, кроме этого происходит совершенствование двигательно-моторной сферы.
У ребенка, занимающегося изобразительным искусством, происходит развитие тонких движений пальцев. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует и развитию речи. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.
Сказкотерапия - означает «лечение сказкой». Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Вовремя рассказанная сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.
Сказкотерапия детских проблем структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:
1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для агрессивных детей.
4. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
5. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных и т. д.
Сказкотерапия отлично подходит как для младших, так и для старших дошкольников. В зависимости от задач, используют разные формы сказкотерапии. Ее польза состоит в следующем:
• помогает найти выход из проблемной ситуации (сложности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и т. д.);
• расширяет знания ребенка о нем самом и окружающем мире;
• обогащает внутренний мир ребенка;
• корректирует поведение и развитие речи;
• стимулирует психофизическое и эмоциональное развитие.
Суть сказкотерапии в том, что ребенок или взрослый составляют сказку, которая отражает трудности, возникшие перед ребенком, а затем находят пути их решения.
Для детей с нарушением зрения мы используем тактильные книги, говорящие, книги с объемным изображением.
Игротерапия. Современная наука рассматривает методы игротерапии как одно из наиболее эффективных средств коррекции. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Цель использования игровой терапии — не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В настоящее время игротерапия — это широкие возможности влияния на подсознание ребенка.
Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него способом – через игру, а также проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Игротерапия воздействует на эмоционально-волевую и коммуникативную сферы детей с ограниченными возможностями дошкольного возраста и решает ряд важнейших коррекционных задач. Она позволяет повысить уровень социальной адаптации ребенка, снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, навязчивых страхов (темноты, резких звуков, высоты, передвижения и т. д., сформировать адекватную самооценку. Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку осознать свое реальное «я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отрегулировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство.
Пескотерапия. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
Это удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм.
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира в живом трехмерном пространстве, дает возможность строить свой личный мир, модель своего микрокосмоса, ощущая себя его творцом.
взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние.
Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Часто можно использовать песочницу в качестве психопрофилактического, развивающего средства.
Песочная терапия актуальна в работе с детьми с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха.
Мы не ограничились созданием песочницы только в помещении группы. На прогулочном участке совместно с родителями построили стол с наполнением природными материалами «Калейдоскоп ощущений».
Таким образом, все вышеупомянутые методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством и природой.