Эльмира Акифьева
Формы и методы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в ходе осуществления коррекционно-образовательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в коррекционно-образовательной работе предполагает следующие формы совместной деятельности:
1. Координированное планирование совместной деятельности
2. Взаимообмен данными диагностики
3. Участие в педагогических советах ДОУ
4. Оформление документации по взаимодействию
5. Итоговая аналитическая отчетность
6. Досуг, развлечения, праздники
7. Совместное проведение тематических, интегрированных занятий, итоговых занятий для родителей
8. Контроль за речью детей во время самостоятельной и непосредственно организованной образовательной деятельности
Публикация «Формы и методы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя ДОУ в ходе осуществления коррекционно-образовательной работы» размещена в разделах
9. Развитие мелкой моторики
10. Использование чистоговорок и скороговорок в автоматизации поставленных звуков.
В ходе осуществления коррекционной работы учитель - логопед и воспитатель ДОУ должны учитывать:
- структуру речевого нарушения;
- осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности;
- закреплять знания, умения и навыки, приобретенные на логопедических занятиях;
- всесторонне развивать личность дошкольника.
Основные функции учителя – логопеда ДОУ:
• Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.
• Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи.
• Работа по коррекции звукопроизношения.
• Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
• Работа по коррекции слоговой структуры слова.
• Формирование послогового чтения.
• Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий.
• Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений.
• Предупреждение нарушений письма и чтения.
• Развитие психических функций, тесно связанных с речью: словесно-логическое мышление, память, внимание, воображение.
Основные функции воспитателя ДОУ:
• Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели.
• Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов.
• Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики.
• Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов.
• Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей.
• Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составлением всех видов рассказывания). • Закрепление навыков чтения и письма.
• Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
• Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале.
Воспитатель проводит занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим (познавательному развитию) по особой системе с учетом лексических тем; пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей, используя для этого режимные моменты; контролирует звукопроизношение и грамматическую правильность речи детей в течение всего времени общения с ними.
Направления деятельности учителя-логопеда с воспитателем ДОУ:
1. Содействие формированию картотек развивающих игр с учетом особенностей дошкольников.
2. Участие совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий.
3. Оказание консультативной и практической помощи воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
4. Составление логопедического заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
5. Оказание помощи воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
6. Принятие активного участия в методических объединениях воспитателей.
7. Участие во внедрении и адаптации новых программ работы (мультимедийные технологии, ИКТ-технологии).
8. Участие во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
9. Участие в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация внимания и памяти, просвещает воспитателей по данной тематике.)
Примерный план взаимодействия учителя-логопеда с воспитателем ДОУ на учебный год:
В течение года:
- Подбор методической литературы, пособий и репертуара для обеспечения.
Сентябрь:
- Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми.
- Планирование совместной работы логопеда и воспитателя в логопедических группах.
- Оформление документации взаимодействия всех структур образовательного процесса.
Октябрь:
- Рекомендации воспитателям логогруппы по организации двигательного режима детей на прогулках (подвижные игры с речевым сопровождением, закрепление логоритмических упражнений)
- Ознакомление воспитателей логогруппы с некоторыми приёмами постановки звуков у детей.
Ноябрь:
- Беседы с воспитателями логогруппы о психолого-педагогических особенностей детей, поиск путей коррекции их поведения.
Декабрь:
- Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием лексико-грамматических категорий у детей с ОНР.
Январь:
- Консультация для воспитателей д/с на педсовете по теме: «Использование символов звуков для преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей».
Февраль:
- Рекомендации воспитателям д/с по вопросам, возникшим в ходе проведения предшествующего педсовета.
Март:
- Участие в ПМПК по набору детей в логогруппу на новый учебный год.
- Рекомендации воспитателям логогруппы по проведению работы над развитием связной речи детей.
Апрель:
- Рекомендации воспитателям по выработке у детей контроля за правильным звукопроизношением.
Май:
- Практические и теоретические рекомендации воспитателям логогруппы по осуществлению коррекционно-логопедических мероприятий во время летнего периода.