Нестерова Марина Андреевна
Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению в семье
▼ Скачать
Очень важно сделать чтение привычкой ребёнка, ведь воспитательное воздействие книги на развивающуюся личность ребёнка неоспоримо. Именно в детском и юношеском возрасте происходят формирование мировоззрения, поиски идеала, своего места в жизни! Примерно 20 лет назад исследователи доказали, что именно чтение является главным фактором развития уровня мыслительных способностей и организованного сознания у человека. Для развития таких способностей, как умение читать, говорить, существуют чувствительные фразы, своеобразные «окна развития». До тех пор, пока эти «окна» открыты, названные способности могут развиваться. Например, для способности к чтению «окно» закрывается в 12-15 лет, а для речевого развития в 9-10 лет. Эти биофизиологические процессы лежат в основе языковой способности к способности к чтению, без чего невозможно развитие абстракции, творческих возможностей, способности принимать решения и учиться.
Публикация «Формы и методы, стимулирующие развитие интереса ребёнка к чтению в семье» размещена в разделах
Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная — изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит — начитанности. В «портфель» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.
Американцы забили тревогу по поводу чтения и образования еще в 1983 году. Их исследование называлось «Нация в опасности: необходимость реформы образования».
Эта опасность связывалась с ростом функциональной неграмотности — неспособностью человека цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и бытовые обязанности.
Возникшая проблема оказалась следствием дегуманизации общества, дефицита духовности, общей культуры.
Была прослежена связь между чтением детей, школьными уроками и катастрофами, авариями, взрывами.
Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин.
Опыт чтения на Западе стал приравниваться к накоплению человеческого капитала — капитала знаний, интеллекта, опыта общения и творческой реализации личности.
Этот прагматичный термин — «человеческий капитал» — вошел в последнее время и в нашу лексику. Он отвечает духу деловой жизни современной России. Как и финансовый, человеческий капитал, базирующийся на чтении, способен накапливаться и использоваться, им можно щедро делиться с другими и от этого он не будет иссякать.
Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других.
Предпосылкой приобретения такого капитала является доведенная до автоматизма техника чтения, когда за буквами и словами ребенок видит скрытые в них значения или образы и реагирует на них.
Не зря учителя начальной школы так настойчиво убеждают родителей заниматься дома чтением с детьми каждый день в течение хотя бы 40 минут - часа. Никакие ссылки на занятность и нехватку времени неуместны, поскольку речь идёт о развитии задатков мышления и воображения, без чего невозможно формирование личности. Во многих семьях сегодня поощряется многочасовое пользование средствами массовой информации. В результате - у детей всё меньше возникает побудительных поводов для развития собственной речи : с телевизором и компьютером не беседуют. Большинство учителей – филологов старших классов говорят о затруднениях в преподавании, которые вызваны отсутствием у многих школьников необходимых навыков чтения и письма. На что может рассчитывать недоучка в мире высоких технологий и новых информационных систем? В ближайшем будущем только люди с высоким уровнем мыслительных способностей могут рассчитывать на востребованность.
В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Такое понимание долго игнорировалось. Но жизнь всё расставила на свои места. Прошло понимание того что обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на программы по приобщению детей и молодёжи к чтению в богатых странах тратятся колоссальные средства. Ну, а что делать нашим родителям, таких средств не имеющим? Надо начинать…с себя. Какие средства нужны для того, чтобы папе или маме выкроить полчаса - час несколько раз в неделю на занятия с ребёнком чтением? Затрудняетесь в выборе книги? Дома нет нужной литературы? Есть детские библиотеки с неплохими фондами и специалистами. Книги выдаются бесплатно, сроком до 30 дней. Можно найти время для посещения библиотеки один раз в месяц? Конечно, да!
Помогите малышу научиться ориентироваться в книжном море: научите выбирать книжки на полках библиотеки, какие книги предпочитаете читать вы и другие члены семьи, как сложилась ваша библиотека. Обращайте внимание на то, кто написал книгу, рассказывайте ребенку о детских писателях.
Книга - самый древний, полезный и проверенный источник информации и носить с собой удобно (провода не тянутся следом, и вредных излучений нет, и с друзьями обменяться легко. Но. Современные дети не любят читать. И самый популярный вопрос, задаваемый родителями психологам и учителям литературы: как заставить его (ее) читать? Дети также жалуются: «Трудно читать, не сосредоточится». Но не надо заставлять ребенка читать насильно, надо, прежде всего, задать себе вопросы: когда я сама последний раз держал (а) книгу в руках? Что это была за книга? Когда в последний раз малыш просил почитать, не отделались ли вы нажатием кнопки на телевизоре или игровой приставке? Если ответы вас смутили, самое время поработать над собой, а заодно показать ребенку удовольствие от захватывающего процесса чтения.
Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться впечатлениями о прочитанном. Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.
Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.
Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно. Сравнивать его нужно с самим собой, а не с соседским Мишей! Можно сделать его успешность наглядной: вывесить на стене «Экран прочитанных в семье книг», где ребенок будет сам отмечать кто, когда, что и сколько прочел, или устроить домашнюю выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет действенной!
Формы побуждения интереса детей к чтению в семье :
1. Выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка. Для младшего и среднего подросткового возраста характерна тяга к риску, к проверке своих возможностей быть взрослым, стремление к независимости от опеки родителей и учителей, жажда приключений, поиск друзей, с которыми эти приключения возможны. В этой связи наиболее интересными для подростков литературными произведениями могут оказаться произведения авантюрно-приключенческого характера. Из них целесообразно сосредоточиться на тех книгах, где приключения героев обусловлены не действием неких волшебных сил (вроде «Гарри Поттера», а являются результатом активности самих героев (например, романы Ж. Верна, Ф. Купера). Еще полезнее произведения, где герои, с которыми идентифицирует себя подросток, не просто действуют в предлагаемых обстоятельствах, но сами творят их, создают свой особенный мир (Например, «Таинственный остров» Ж. Верна). Читая такие книги, подросток получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни.
2. Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, – это поколение аудиовизуалов, людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств. Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым, знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм, можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.
3. Попробовать «зацепить» подростка на «крючке» парадокса. Парадоксальные, неожиданные места встречаются практически в любом хорошем литературном произведении, а подростки на них чрезвычайно падки. Например, предложить определить месяц, в который происходит знаменитый снежный буран в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина. Когда после внимательного исследования текста обнаружат, что это август, можно начать целое литературное исследование на тему «Почему автору понадобилось устроить буран именно в августе?».
4. Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.
Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к чтению. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребёнку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надёжную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребёнок ещё слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребёнка, воспитывать его. Когда ваш ребёнок подрастёт, научится сам читать – не бросайте читать вслух, читайте с ним вместе.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он — школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть — ребенок.
Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае — НЕ в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают : не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.
Разговаривать о прочитанном нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге. Специалисты по возрастной психологии утверждают, что материнская педагогическая деятельность играет решающую роль для всей последующей жизни человека, в том числе она определяет и отношение к книге и чтению.
Разработчики программы выходят с призывом — мобилизовать участников движения «Молодая Россия читает!». Чтение, как ядро культуры, может стать национальной идеей, способной сплотить общество, обеспечить связь поколений, стать мощным фактором социального и экономического прогресса. И одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда.
В таких семьях детей приучают писать отзывы на книги, вести читательские дневники, которые помогают осмыслить произведение, понять свои впечатления, лишний раз подумать над авторским замыслом, соотнести прочитанное с реальной жизнью.
Подспорьем родительскому влиянию является совместное с детьми посещение литературных музеев, мест, связанных с именем определенного писателя. Впечатления, полученные во время экскурсий, нередко побуждают детей ближе познакомиться с творчеством писателя, соединить его произведения с увиденным и услышанным во время экскурсий.
Нами был найден список литературы, составленный специалистами в соответствии с возрастом ребёнка, и памятка для родителей о чтении в семье (прилож. 3-6).
В современном мире, традиция семейного чтения становится, как никогда, актуальна. Где, если ни в книгах, человек может найти утешение и ответы на многие вопросы. Книги, которые формируют «домашний круг» должны в первую очередь отличаться теплотой, объединять молодую семью. Книга должна войти в круг семейных хобби. Необходимо возродить забытые традиции семейного чтения – при таком время препровождении члены семья станут ближе друг к другу, а вечера эти запомнятся на всю жизнь. Чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны читающие дети пробуждением интереса к книге.
Основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье мы считаем :
выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка;
пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф;
одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.