Ольга Власова
Формы и методы работы с родителями
Современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия,
в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек (Т. Н. Доронова, О. Л. Зверева, С. В. Ковалев, Е. С. Евдокимова, Солодянкина О. В. др.).
В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторических ценностей. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одного из духовных ценностей нашего народа.
Публикация «Формы и методы работы с родителями» размещена в разделах
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 30.03.2020 № 369, ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней — от дошкольного до высшего профессионального. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание с любви к родителям, близким, дому, малой родине.
Решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В словаре русского языка С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнью.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей.
В нашей группе была поставлена задача вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей с помощью взаимодействия. Эту работу мы разделить на 3 блока:
Информационно-аналитический — здесь мы собрали и проанализировали сведения о родителях и детях, изучение их семей, опыта воспитания, а также трудностей и запросов родителей.
Практический — в этот блок включили педагогические ситуации, решении педагогические задачи, викторины, КВН и др., включали родителей и детей в общее дело (участие в спектаклях, играх, проектах и др.).
Контрольно-оценочный — подведение итогов о проделанной работе детского сада — для этого необходимо использовать опросы, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностика.
Мы знаем, что без взаимодействия детского сада и семьи — не может быть эффективной деятельности ДОУ в решении задач патриотического воспитания дошкольников. Для этого мы использовали традиционные и нетрадиционные формы сотрудничества с семьями воспитанников (Н. В. Алешина, Е. Ю. Антонов, О. Л. Зверева, Л. В. Левина, М. Д. Маханёва, Н. В. Микляева и др.) такие как:
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями :
• Анкетирование «Семейные традиции»
• Консультации в родительских уголках «Как знакомить детей с природой», «Как мы в поход ходили».
• Родительские собрания : «Воспитание начал патриотизма и гражданственности».
• Совместная деятельность детей и родителей : рисунки, поделки и т. д.
• Оформление рисунков «Мой любимый город»
• Изготовление макетов с родителями : «Детский сад».
• Беседа: «О городе своем ведем мы наш рассказ»
• Спортивные мероприятия: «Мы - читающая семья!», «Мама, папа, я - Белгородская семья», «23 февраля», «День Победы».
• «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблеме патриотическое воспитание в семье.
• Оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем».
Мы также занимаемся поиском резервов повышения эффективности педагогического процесса в решении вопросов организации работы с семьей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско- патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, мы рекомендовали такую инновационную форму работы как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только получили знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа помогла нам сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций.
Перед собой мы поставили задачу заинтересовать родителей, показать важность таких маршрутов в воспитания нравственных основ гражданских и патриотических качеств, формирования первых представлений детей об окружающем мире, обществе и культуре. Результатом таких походов может стать создание семейных альбомов «Альбом славы», где размешены фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.
Примерные темы маршрута выходного дня:
• «Семейный поход по памятным местам родного города» :
• «Памятные места героического прошлого города»
• «Куда повести ребенка в выходной день: музеи, театры, парки»
Так же нами используется информационно - коммуникативные технологии:
• Создание презентаций. «Улицы родного города», «9 Мая», «День Победы», «Что такое музеи».
• Виртуальные экскурсии в музеи, театры.
Т. к. применение информационно - коммуникационных технологий в работе с родителями — это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Можно использовать видео- и фотоматериалы экскурсии «Улицы родного города». Что позволит родителям составить представления о том, какие
краеведческие знания о родном городе, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях доступны старшим дошкольникам.
Просмотр видео- и фотоматериалов, иллюстрирующих
образовательную деятельность детей по ознакомлению с родным краем, является положительным опытом взаимодействия педагогов и родителей. Например, на семинаре-практикуме «Свой край люби и знай!» можно продемонстрировать видеофильм «Виртуальная экскурсия «Белгород - моя малая родина». Показать родителям методы и приемы работы по ознакомлению детей с историческими и современными достопримечательностями родного города.
В сотрудничестве с семьей по формированию основ патриотического воспитания мы также используем и наглядные средства педагогического просвещения, буклеты; папки- передвижки; памятки-рекомендации; Использование технических средств информационной технологии позволило сделать наглядные материалы для родителей информационно комфортными.
Заключение:
Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности
воспитателей и семьи.