Оксана Гельдт
Формирующее оценивание в рамках ФГОС: подходы, принципы и формы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирующее оценивание – это это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Система формирующего оценивания:
1. Настроена на оценку индивидуального прогресса;
2. Основана на максимально прозрачных и заранее объявленных критериях;
3. Включает самого ученика в процесс оценивания (с целью повышения его мотивации и самостоятельности);
4. Доступна и прозрачная для всех участников образовательного процесса: ученика, учителя, родителей;
Темочки:
5. Показывает динамику образовательных достижений учащихся с учетом уровня обучаемости данного класса и качества создаваемых учителем условий обучения.
Приемы формирующего оценивания.
1. Прием «Недельный отчет»
Это опросные листы, которые ученики заполняют раз в месяц, отвечая на 3 вопроса:
• Чему я научился за эту неделю?
• Какие вопросы остались для меня неясными?
• Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Цель проведения: дают учащимся возможность провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.
Учитель может: узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников; получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса; понять, как учащийся осознает собственную учебную деятельность
2. Прием «Составление тестов»
Его суть состоит в том, что учащиеся самостоятельно формулируют вопросы по теме.
Цель: вовлечение ученика в индивидуальную творческую работу, которая проявляет не только его знания, подготовленность, но и мотивацию.
Строит обучение на основе сотрудничества учителя и учеников, повысить активную роль последних в процессе обучения.
Ученик сможет: Повысить качество выполнения задания.
Учитель может: Выявить уровень понимания учащимися материала и разобрать моменты, вызвавшие затруднение, подготовить учащихся к проверочной работе по теме.
3. Прием «Двойная рефлексия»
Цель: определение степени выполнения поставленных на уроке задач.
Ученики в начале урока отвечают на заранее сформулированные учителем вопросы, определяя, что они знают или умеют делать в рамках заявленной цели урока.
Повторное проведение рефлексии по тем же вопросам в конце урока позволит учителю определить степень выполнения поставленных задач.
4. Прием «Карта Понятий»
Цель: обобщение, систематизация понятий, знаний
Учителю позволяет определить, насколько хорошо учащиеся видят общую картину всего предмета или отдельной темы, удалось ли им построить связи между отдельными элементами темы и систематизировать пройденный материал.
Ученику: Составление карт понятий может проходить в форме как индивидуальной, в паре или групповой работы.
При составлении карты понятий можно выбрать достаточно узкую или широкую часть темы, а также материал целого учебного предмета.
Принципы использования формирующего оценивания
Чем формирующее оценивание отличается от традиционного оценивания учителем своих учеников, которое постоянно происходит в классе?
Рассмотрим важные для этого различения принципы.
1. Центрировано на ученике
Оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и коррекции учебной работы ученика. При его использовании учитель и ученик получают информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать процесс учения.
2. Направляется учителем
Оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на полученную информацию. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем – либо помимо собственного класса.
3. Разносторонне результативно
Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия школьников, благодаря чему они глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Это приводит к тому, что растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
Учитель находится в постоянной рефлексии собственной преподавательской деятельности и должен ответить на ключевые вопросы:
- Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?
- Как я могу выяснить научились ли они?
- Как я могу помочь им лучше организовать свою учебную деятельность?
Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершает свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
4. Формирует учебный процесс
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой – то конкретной балльной шкале, может быть анонимным. Оно должно стать «дорожной картой», которая помогает продвигаться в направлении поставленных учебных целей. Учитель действует так:
- переводит учебные цели в измеряемые результаты
- определяет необходимый уровень достижений
- отбирает учебное содержание и техники оценивания
- проводит обучение
- организует оценивание и устанавливает, достигнуты ли измеряемые результаты
5. Определено контекстом
Оценивание должно соответствовать особенностям и нуждам учителя, учеников и изучаемого предмета. Формы и критерии оценивания зависят от конкретной ситуации. Поэтому то, что хорошо работает в одном классе, не обязательно подойдёт для другого.
6. Непрерывно
Оценивание запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя различные техники, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, и сообщает им, как можно улучшить процесс учёбы. Для того, чтобы проверить, насколько эти предложения оказались полезны, учитель опять запускает механизм обратной связи, проводя новое оценивание. Этот подход интегрируется в ежедневную работу, происходящую в классе.
7. Опирается на качественное преподавание
Формирующее оценивание опирается на высокопрофессиональное преподавание и с помощью механизма обратной связи, информирующей учителя о том, как учатся ученики, позволяет ему работать более систематично, подвижно и эффективно.
Постоянное внимание к оценочному процессу и точное соблюдение правил, конечно, требуют от учителя усилий и занимают его время. Обнадёживает то, что систематическое участие в творческом поиске, без которого невозможно формирующее оценивание – это мощный источник мотивации, роста и обновления для преподавательского состава.
Существует множество оценочных техник формирующего оценивания.
Среди них можно выделить:
• Техники, обеспечивающие обратную связь для учителей и учеников (составление тестовых вопросов, недельный отчет, саммари в одном предложении, карты понятий, оценка экзамена учениками, мини-обзор, цепочка заметок и др.)
• Рефлексивные оценочные техники (опросники, оценочные рубрики, рефлексия, саморефлексия и др.).
Выводы
Из того, как описано формирующее оценивание. понятно, что при его введении надо учитывать ряд условий:
1. Самое главное – использование различных инструментов формирующего оценивания требует изменения характера учебного процесса и появления новых педагогических подходов. Эффективное учение возможно только тогда, когда ученик активно вовлечён в учебный процесс.
2. Это условие относится к использованию результатов оценивания. Чтобы действительно оценивание было Формирующим, его результаты должны использоваться для корректировки учения и преподавания. Они обязательно должны «передаваться» в руки ученика и использоваться для планирования.
3. Введение формирующего оценивания неизбежно связано с изменением того, как учитель понимает свою роль в отношениях с учениками и как он действует в классе, с изменением своего личного педагогического стиля. Надо так же понимать, что жёсткий внешний контроль и отчётность не способствуют развитию новой оценочной практики.
4. И ещё одна идея формирующего оценивания – обратная связь, то есть это тот механизм, который позволяет использовать информацию для преодоления разрыва.
Этот пункт самый важный. Если информация не используется для преодоления разрыва, это не обратная связь, и здесь невозможно формирующее оценивание.
Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания.