Ольга Карпова
Формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей 4–5 лет через использование дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формированию звуковой
аналитико-синтетической активности детей 4 -5 лет через использование дидактических игр.
Актуальность
Наиболее благоприятное речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре, игровых действиях.
Дидакти ческие и гры позволяют педагогам успешно реализовать на практике золотое правило дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались»
Публикация «Формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей 4–5 лет через использование дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2022
Разработанный блок дидактических игр по формированию звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников данного возраста решает задачи по:
Формированию понимания терминов «слово», «звук» и использование их в речи;
Формированию представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими;
Освоению начальных умений звукового анализа слов : самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук;
Развитию умения узнавать слова на заданный звук (сначала на основе наглядности, затем по представлению).
Мини
речевой центр
«Весело играем -
речь развиваем»
Д/и «Найди похожее словечко»
Задачи: Способствовать формированию представления о том, что слова состоят из звуков, развивать умение различать и подбирать на слух сходные по звучанию слова; упражняет в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков в них.
В игре могут принимать участие от 1-го до 4-х детей и ведущий.
Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальных и в подгрупповых занятиях.
Краткое описание игры: Вначале игры ребенок выбирает героев. Можно предложить рассмотреть домики, обратить внимание, чем они похожи и чем отличаются. Отметить, что слова совершенно разные по значению могут быть похожими или даже одинаковыми по звучанию. Предложить помочь выбранному герою подобрать сходные по звучанию слова и поселить их в домики парами. После выполнения задания все проговаривают пары слов. Выбранный герой благодарит за помощь.
Д/и «Короткие и длинные слова»
Задачи:Формировать представление о том, что слова состоят из звуков и могут быть длинными и короткими, учить различать слова с разной ритмической структурой.
В игре могут принимать участие от 1-го до 4-х детей и ведущий.
Можно использовать в самостоятельной деятельности детей, в индивидуальных и в подгрупповых занятиях.
Краткое описание игры: Выбранный герой просит помочь перевезти слова в страну Звуков, а для этого необходимо правильно погрузить их в машины, короткие слова в короткую машину, а длинные слова в длинную машину.
Вариант «Путаница» : Герой просит проверить, перед отправкой, все ли правильно погружено, найти ошибки и справить их.
Д/и «Звуковой лабиринт»
Задачи: Освоение начальных умений звукового анализа слов : самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук на основе наглядности
В игре могут принимать участие от 1-го до 2-х детей и ведущий.
Можно использовать в самостоятельной деятельности детей и в индивидуальных занятиях.
Краткое описание игры: Ведущий предлагает помочь герою - пройти лабиринт. Ребенок должен четко произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук. Если слово называется ребенком неправильно, то продолжать движение по лабиринту нельзя до тех пор, пока слово не будет названо, верно.
Игра усложняется, когда нужно выбрать нужный путь отмеченный словами на заданный первый звук.
Д/и «Веселые старты»
Задачи: Совершенствовать умение узнавать слова на заданный звук на основе представления.
Краткое описание игры: Ведущий предлагает детям назвать слова с заданным звуком и подобрать соответствующую карточку. Называть слова и прикреплять карточки можно по очереди или наперегонки. Побеждает тот, кто первый доберется до финиша или обгонит соперника. Если карточки с придуманным словом нет, прикрепляется карточка –метка.
Д/и «Звуковое лото»
Задачи: Совершенствование умений самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук на основе наглядности.
Краткое описание игры: Ведущий по очереди вынимать из мешочка карточки, называя изображенный объект, интонационно подчеркивая первый звук. При произнесении каждого слова игроки проверяют свои игровые карточки и прикрепляют совпавшую карточку на свою карту. Побеждает тот, кто первый заполнит всю карту.