Елена Полуэктова
Формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством использования моделирования макета
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ДС № 333 г. Челябинска»
Полуэктова Е. В.
Формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах по средствам использования моделирования – макета.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту.
Публикация «Формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах посредством использования моделирования макета» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- ПДД. Макеты улиц, дорог и перекрестков
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.
Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы в дошкольных учреждениях.
Однако необходимо не только знакомить детей с навыками дорожного движения, но и формировать у них правильное поведения на дороге, и умение использовать навыки дорожного движения в различных ситуациях. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от формальных мероприятий в системе работы, проводимой с детьми, выйти за рамки традиционных форм и методов работы — как организационных, так и методических.
Анализируя сложившуюся обстановку в обществе и педагогике, мы пришли к выводу, что нужно внедрять новые формы и методы работы с детьми через моделирование дорожных ситуаций (для формирования у них навыков безопасного поведения на дорогах и улице).
Моделирование относится к методам активного обучения, он направлен на организацию образовательного процесса и мотивированию ребенка к самостоятельному, инициативному и творческому освоению материала в процессе познавательной деятельности. Благодаря моделированию разворачивается широкое поле деятельности, появляется возможность для индивидуализации работы.
Под этим методом понимается процесс конструирования модели реальной ситуации (опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней. Данный метод является связующим между содержанием знаний о правилах безопасности дорожного движения и организации их практического применения –навыка БДД. Это важный аспект для накопления опыта безопасного поведения на улице.
Навык — это автоматизированное действие, сформированное путем многократного повторения, воспроизводимое без сознательной регуляции и контроля. Навык проявляется в восприятии, интеллектуальной деятельности и в двигательной сфере.
Таким образом, целью нашей работой в этом направлении мы выделяем: создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, понимания и выполнения ПДД.
Основными задачами для достижения той цели мы выделили:
– Создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дороге.
– Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения ПДД,
– Применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на предупреждение несчастных случаев с детьми на улицах и дорогах.
Результатом нашей работы была разработка плоскостных макетов (напольного и магнитно-настенного). Макет — это пространство, где дети не только играют, но и моделируют, конструируют городское пространство (улицы, дороги, дворы, отрабатывают и закрепляют знания правил дорожного движения, дорожных знаков и разметки, правил поведения участников дорожного движения (пешеходов, водителей, сотрудников ГИБДД, а также совместно с воспитателем разбирают и многократно проигрывают различные ситуации по безопасности дорожного движения.
Напольный макет можно выполнить из традиционных материалов и материалов нового поколения (пластик, самоклеящаяся бумага).
Настенный макет оформлен на маркерно-магнитной доске.
На макетах представлены в уменьшенном виде реальные сооружения и территории: (сад, школа, дома, магазины и др.).
Макет, как маркер условного пространства является опорой в построении детьми достаточно сложных игровых ситуаций (маршрут от дома до детского сада; дорожные ловушки).
В состав настенного макета входят :
– Маркерно-магнитная доска — 70х100см. — 1 шт.
– Дороги — 7х30см — 6 шт. (прерывистая); 7х26см. —5шт. (сплошная); 7х30см. —4шт. (две сплошных);
– Фрагменты кольцевой развязки — 2 шт. (кольцо); 4шт. (1/2 кольца); 8 шт. (1/4 кольца).
– Тротуары — 3х45см — 11шт.
– Стоянки — 2шт.
– Остановки — 4шт.
– Островки безопасности — 2шт. (овальные); 4 шт. (треугольные).
– Модели зданий (дома, д/с, школа, магазин, насаждений (деревья).
– Набор знаков (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, знаки сервиса).
– Сюжетообразующие комплекты (ДПС, участники дорожного движения, транспорт).
– Предметы-заместители (объемные, плоскостные).
С использованием данного макета можно организовать следующие виды деятельности:
– Игровая - это с/р, режиссёрская игра — например такие игры как «Дорога из дома в детский сад», «Поход в аптеку (магазин, «Инспектор ГИБДД» и т. д.
–Познавательная, где на занятиях мы знакомим детей с дорожными ситуациями, знаками, участниками дорожного движения и т. д.
–Конструктивная, где мы конструируем улицы, дворы, кварталы по схеме, образцу, а также дети могут самостоятельно моделировать пространство по замыслу.
Мы используем макет, как средство обучения и используем его в разных формах организации деятельности, например,
–В деятельности мы используем его для того, чтобы дать новые знания, познакомить с новым материалом;
–В совместной деятельности мы можем отрабатывать полученные знания (индивидуально или с подгруппой детей, например, расставить знаки на пешеходном переходе, составить части проезжей дороги;
–В самостоятельной деятельности, где с помощью макета создаем условия для игровой деятельности, где дети отрабатывают свои умения.
–Обучение может проводиться подгруппами, в малых группах: учебная, совместная, а также индивидуально, во время организации учебного процесса при использовании макетов для формирования навыков безопасного поведения на улицах и дорогах мы используем такие методы и приемы, как:
• Моделирование и плоскостное конструирование
• Обучающие и развивающие игры, дидактические упражнения
• Логические задачи, проблемные ситуации
• Упражнения с включением практических и игровых приёмов
• Конструктивные и творческие задания
• Режиссерские игры
Мы предлагаем следующую последовательность и содержание работы с макетом :
1 этап: Формирование умений ориентироваться в пространстве
2 этап: Обучение правилам дорожного движения.
3 этап: Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
1 эта п: Формирование умений ориентироваться в пространстве
На первом этапе мы рассматриваем и изучаем схемы и карты улиц города : здания школ, д/садов, магазинов, домов, дороги, газоны.
Затем конструируем фрагмент по схеме: выкладываем плоскостной макет из деталей —это мы делаем на занятиях по конструированию.
Далее мы с детьми изготавливаем атрибуты (дома, деревья, машины, знаки и т. д.) —этим можно заниматься в свободной деятельности.
И самый интересный момент для детей —это «строительство» выбранного объекта —расставляем объемные фигуры (здания школ, д/садов, магазинов, домов) — эта работа может быть организованна на занятиях по ориентировке в пространстве или конструированию, а также в совместной деятельности.
На этом этапе мы предлагаем детям различные обучающие и развивающие упражнения, упражнения с включением практических приёмов, конструктивные задания.
2 эта п: Обучение правилам дорожного движения
На этом этапе мы изучаем с детьми дорожные знаки, где ставятся знаки на дороге, изучаем дороги с разными видами разметок. Целесообразно это делать на занятиях по ознакомлению с окружающим.
Затем расставляем с детьми все атрибуты на макете выбранного объекта (знаки, светофор, здания, дороги) по предложенной схеме. Эту деятельность мы организуем на занятиях по конструированию, ориентировке в пространстве (ФЭМП, а также в совместной деятельности.
На этом же этапе организуется работа по закреплению полученных знаний, для этого мы используем упражнения с включением практических и игровых приёмов, обучающие и развивающие игры, дидактические упражнения, режиссёрские игры. Эта деятельность проводится не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности детей.
3 этап: Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
На этом этапе в разных организационных формах мы предлагаем детям логические задачи, проблемные ситуации, развивающие игры, дидактические упражнения, упражнения с включением практических и игровых приёмов на формирование умений и отработку навыков поведения на дороге, например, умения реагировать на сигнал светофора или дорожные знаки.
Далее мы предлагаем детям по схеме построить фрагмент улицы, при этом уделяем внимание на расстановку дорожных объектов, знаков, остановок и т. д.
Заключительной ступенью на этом этапе является самостоятельное моделирование и конструирование пространства улиц по замыслу детей с использованием всех дорожных атрибутов. Основными приёмами работы на этом этапе являются моделирование, конструктивные и творческие задания. Сформированные навыки мы можем наблюдать в совместной самостоятельной деятельности детей. Например, как они строят улицу, расставляют знаки, контролируют друг друга и т. д.
Таким образом, в результате данной работы мы планируем получить следующие сформированные умения у детей :
–Умения ориентироваться в схемах, картах, пространстве улиц и дорог, дорожных ситуациях.
–Умения понимать и выполнять правила дорожного движения, пользоваться дорожной разметкой и распознавать дорожные знаки разных категорий.
–Устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Данный макеты можно использовать для работы с детьми 5 - 7 лет.
Литература:
• Беляева О. М. В добрый путь! Учебно - методическое пособие по формированию у дошкольников знаний о правилах безопасности дорожного движения. / О. М. Беляева. -М. : ИД «Цветной мир», 2013. -96. илл.
• Автор-составитель О. В. Чермашенцева Основы безопасного поведения дошкольников : занятия, планирование, рекомендации — Волгоград: Учитель, 2012.-207с.