Елена Постнова
Презентация «Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях»
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях»
«Самое дорогое у человека- это жизнь»
Н. А. Островский.
Публикация «Презентация „Дидактическая игра как средство формирования у дошкольников навыков безопасного поведения в различных ситуациях“» размещена в разделах
На протяжении всей своей жизни каждый человек подвергается воздействию катастроф, чрезвычайных ситуаций, которые уносят тысячи человеческих жизней. В последнее время в наш обиход вошли такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. В современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов. Повышенную тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких детей, так как они наиболее незащищённая часть населения.
Познавая окружающий мир, дошкольники часто попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Формировать понятие безопасного образа жизни у детей надо начинать именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности ребёнка, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих опасностей, недостаток опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями, техникой создают опасные ситуации для жизни детей.
Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.
В своей работе большую роль мы уделяем дидактическим играм, так как
игры дают возможность:
• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
• учить различать потенциально опасные предметы;
• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности
Играя, дети не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.
Очень важно подобрать игру сообразно детским возможностям. Возможность обучать дошкольников посредством активной интересной для них деятельности - это отличительная особенность дидактических игр.
Нами была разработана картотека дидактических игр по разным направлениям в соответствии с возрастными особенностями.
1. Ребёнок в общении с другими людьми.
2. Ребёнок и природа.
3. Ребёнок дома.
4. Ребёнок на улицах города.
Для ознакомления детей с правилами общения с другими детьми мы используем игры:
«Незнакомец»; «Безопасность ребенка»; «Хорошие и плохие поступки»; «Свой, чужой, знакомый».
Эти игры знакомят детей с основами безопасности при общении с незнакомыми людьми, обучают их правильному безопасному поведению при встрече с чужими лицами, развивают умение находить выход из создавшейся ситуации.
В разделе «Ребенок и природа» у дошкольников формируются представления о правильном поведении человека в природе, о предметах и животных, которые могут быть источником опасности. Для этого мы используем следующие игры:
Д/и «Съедобно – не съедобно» ; «На прогулке»; «Опасно – неопасно»; «Буду осторожен в природе», «Осторожно – огонь».
Для ознакомления с разделом «Один дома» можно использовать такие игры как: игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию.
Во время игры «Электроприборы» дети закрепляют знания о мерах пожарной безопасности. В процессе этих игр у каждого ребенка появляется уважение к труду пожарных.
В игре «Один дома» дети усваивают правило, что в отсутствие взрослых нельзя подходить к двери и отвечать незнакомцам, тем более открывать им двери.
Игра «Опасные ситуации» учит детей навыкам безопасности и жизнедеятельности, помогает закрепить представления об опасных ситуациях и способах поведения в них.
А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.
В дидактической игре «Опасные места на пешеходном переходе» дети получают представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них.
В игре «Весёлый жезл» дети закрепляют представления о правилах поведения пешеходов на улице; активизируют знания, речь, память, мышление.
Дидактические игры раскрепощают детей, снимают обязательность изучения и делают этот процесс естественным и интересным.
В заключении хочется сказать, используя дидактическую игру как средство формирования основ безопасного поведения дошкольников, дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Дидактическая игра отличная возможность проверить себя и получить новые знания.