Наталья Курышева
Формирования основ краеведения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирования основ краеведения у детей старшего дошкольного возраста
«. Гражданин не может состояться в человеке, оторванном от корневой системы своего народа. И поэтому все воспитание молодых – от букваря до вузовской скамьи – надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и ее природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чем лежит отпечаток меты и золотых рук наших гениев.»
Леонид Леонов
Публикация «Формирования основ краеведения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Почти для каждого история начинается с истории его малой родины. Именно из любви к малой родине, к ее подлинной истории и пробиваются ростки истинного, некрикливого патриотизма. Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.
Только любовь к России, к ее истории, ее культуре, к ее народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой родине. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, человек родился, живет, где впервые увидел свет солнца и начал познавать окружающий мир.
Актуальность проблемы характеризуется тем, что необходимость развития интересов дошкольников в этой области связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его жителях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление детей с историей, культурой, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с малой родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать свой край, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня, и тем яснее представят будущее огромной страны. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше сложное время.
Дети в дошкольном учреждении могут открыть для себя родной поселок, город только благодаря педагогам, работающим с ними. Поэтому сами педагоги должны знать историю родного края, творчески, увлеченно передавать эти знания детям. Знакомя детей с поселком Красная Глинка, частью большого города, необходимо рассказать об истории его возникновения, связанной со строительством Волжской гидроэлектростанции; на наглядном материале показать, как поселок рос, превращаясь в современный жилой массив, имеющий важное градообразующее предприятие. Изучая фотографии семейных альбомов, дети знакомятся с людьми, трудившимися на благо процветания нашего края, узнавая в них старших членов семьи, своих соседей, что помогает детям глубже осознать исторические события нашей малой родины. Прикасаясь к истории своей семьи, ребенок переживает сильные эмоции, учится сопереживать, внимательно относиться к своим историческим корням.
Рассказы, беседы о природе формируют осознанную любовь к родному краю, как части великой Родины, расширяется кругозор и развивается интеллектуальный потенциал. Ведь это и красавица, труженица Волга – царица природы, и величавые Жигулевские и Сокольи горы, красоту которых в любое время года не описать словами.
Неотъемлемой частью формирования основ краеведения детей дошкольного возраста является тесная связь с родителями. Это и совместные целевые экскурсии, фотовыставки, встречи с интересными людьми, конкурсы, викторины и праздники. Участие в мероприятиях старших членов семьи помогает детям глубже почувствовать связь с родиной.
Таким образом, краеведение вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.
Литература: Алешина, Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группа.
Гришина И. И., Давыденко О. И., Свинина Е. В. «Краеведение в детском саду» Журнал «Образование и воспитание». — 2017. — №5
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)