Надежда Доронина
Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая ту уникальную роль, которую играет родной язык в становлении личности человека, являясь важнейшим средством познания окружающего мира, средством общения, средством приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием обучения и воспитания, необходимо с раннего детства уделять внимание развитию речи ребёнка, формированию у него коммуникативных навыков. Самым большим достижением дошкольника является овладение речью, благодаря которой развивается сознание, развиваются возможности познания окружающего мира и развития личности ребёнка в целом.
Публикация «Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Л. С. Выготский утверждал, что в непосредственной зависимости от речи находится не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций. овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, всю его деятельность. Главным фактором, определяющим речевое развитие дошкольника, является его желание общаться с другими людьми.
Правильно сформулированная речь, относительно звукового произношения, позволяет ребёнку комфортно интегрировать в общество. Понимание со стороны взрослых и сверстников, которые с удовольствием играют с таким ребёнком, поручают ему ведущие роли, формируют у ребёнка чувство собственного достоинства, уверенности в себе, желание задавать вопросы о том. что интересует его, посредством чего развиваются познавательные возможности ребёнка. Развивая речь ребёнка, мы развиваем основные психологические функции мозга: мышление, память, воображение, эмоции.
Введение фольклора в дидактические игры и игровые упражнения, дают возможность живо и интересно совершенствовать звуковую культуру речи детей. Наилучшим инструментом, который позволяет оттачивать речь ребёнка (совершенствовать звукопроизношение) является фольклор. Он же является "зерном" народной мудрости и носителем духовной культуры. с помощью которого можно решать многие педагогические задачи.
Ритмико-мелодическая сторона речи (интонация) и система фонем являются основными составляющими звуковой культуры речи. Интонация позволяет фонетически организовать речь, установить смысловое отношение между частями фразы, выразить повествовательное, вопросительное или побудительное значение, степень эмоциональной окраски.
Формирование ритмико-мелодической стороны речи невозможно без развития речевого слуха, позволяющего воспринимать темп и ритм речи; звуковысотного слуха, воспринимающего движение тона голоса; и тренировки речевого дыхания. Внятность и чистота речи в первую очередь зависят от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. причиной неправильного произношения звуков, слов и фраз может являться несформированность слухового восприятия, недостаточное развитие фонематического слуха. Для обеспечения нормального звукообразования большое значение имеет хорошо развитое речевое дыхание.
Действенным средством, мотивирующим детей на занятие по развитию звуковой культуры речи, является эмоциональное состояние педагога, сопровождающееся выразительностью речи, жестов, мимики, при чтении и разучивании фольклорных произведений.