Алеева Елена Владимировна
Формирование звуковой культуры речи
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для формирования звуковой культуры речи детей в детском саду имеет музыкальное воспитание. В работе над развитием речи можно использовать следующие виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, пальчиковая гимнастика. Взаимосвязь музыки, движения и речи является основным принципом проведения музыкальных занятий.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Работа над певческими навыками (звукообразованием, дикцией, дыханием, чистотой интонации) помогает формировать звуковую культуру речи ребёнка. Чтобы эта работа была эффективной, необходимо знать структуру звукообразующей системы человека. Голосовые складки, язык, губы, мягкое нёбо, маленький язычок, нижняя челюсть составляют часть голосового аппарата, выполняющего активную роль. Зубы, нёбо и задняя стенка зева играют пассивную роль. Все вместе они образуют артикуляционный аппарат, навыками владения которым нужно научить дошкольника. Правильное произношение гласных и согласных имеет большое значение для хорошего звукообразования. Хорошая артикуляция, т. е. правильное положение языка, губ и гортани, способствует чёткой дикции.
Для развития технической подвижности речевого аппарата благодатным материалом может служить детский фольклор – потешки, считалки, дразнилки, игры, пословицы, поговорки, скороговорки, а также упражнения, с помощью которых можно развивать подвижность языка и нижней челюсти, а также активизировать работу мышц губ. Добиться у детей выразительной живой речи за одно или несколько занятий невозможно, все дикционные упражнения требуют систематической работы над ними.
Речевой этап на музыкальном занятии введён как подготовительный к певческому. Этот этап способствует формированию речевого и певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний, формирует речевое и певческое дыхание, содействует умению выражать свои эмоции разной интонацией голоса.
Основные виды деятельности на речевом этапе:
Речевые зарядки
Артикуляционная гимнастика
Игры и упражнения на развитие певческого и речевого дыхания
Речевые игры и упражнения
Ритмодекламация
Их общая цель:
Подготовить голоса детей к пению
Разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата
Обострить интонационный слух
На формирование звуковой культуры речи у дошкольников огромное влияние оказывают музыкально – ритмические движения и музыкальные игры. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей. Они помогают координации пения с движением, использовать их можно не только на музыкальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности.
На формирование звуковой культуры речи у дошкольников большое влияние оказывают музыкально – ритмические движения и музыкальные игры.
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей, потому что они упорядочивают темп движений, помогают координации пения с движением. Кроме того, использовать их можно не только на музыкальных занятиях с музыкальным сопровождением, но так же и в самостоятельной деятельности. Музыкальные игры направлены не только на развитие певческого и речевого дыхания, они так же помогают выработке темпа и ритма речи, способствуют закреплению звуков, совершенствованию координации движений, тренируют различные группы мышц, позволяют развивать коммуникативные навыки. А развитию мелкой моторики способствуют пальчиковые игры.
Для развития звуковой культуры речи дошкольника необходимо использовать театрализованные игры. В результате целенаправленного использования таких игр не только в музыкальной, но и в свободной деятельности, дети приобретают речевые навыки, благодаря которым станет возможным построение связных высказываний, разовьётся память, воображение, мышление. Речь станет более содержательной и эмоциональной.