Наталья Шихалева
Формирование звукового анализа у дошкольника посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Первоочередная задача обучения грамоте состоит в том, чтобы открыть
ребенку звуковую форму слова, ознакомить его со звуковым строением
слов…со звуковой материей языка – его звуками.
Д. Б. Эльконин
Основной задачей любого дошкольного образовательного учреждения
является подготовка ребенка к школе. Одним из главных компонентов
Публикация «Формирование звукового анализа у дошкольника посредством использования дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
готовности к школьному обучению является умение выполнять звуковой
анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие
его звуки, установление их количества и последовательности. Это является
исходным процессом при обучении детей грамоте или умению читать и
писать.
Детям с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено
произношение фонем и их восприятие, умение выполнять звуковой анализ
дается с большим трудом. Эти дети составляют основную группу риска по
школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В связи с этим возникает необходимость использования эффективных
методов коррекционной работы,
обеспечивающих успешное овладение
детьми навыками звукового анализа и
синтеза, предусмотренными программой.
Здесь на помощь приходит дидактическая
игра, которая становится важным
направлением коррекционной работы.
Использование дидактических игр как
средства коррекции обусловлена тем, что
игра, являясь основным и любимым
детьми занятием, позволяет быстрее и
прочнее сформировать необходимые
навыки у дошкольников с речевыми нарушениями.
Дидактические игры для формирования навыка звукового анализа
построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Вначале мы учим детей определять первый звук в одном слове («Назови
первый звук в слове», затем первый и последний звуки в ряде слов (игра
«Цепочка слов»). Далее они определяют любую позицию звука в слове
(игровое упражнение «Найди место звука в слове»).
На определение наличия заданного звука в слове применяются
настольные игры: «Звуковая мозаика», «Выбери картинку».
В игре «Звуковая мозаика» у ребенка квадрат, разделенный на 9 клеток
и несколько фишек. Педагог произносит слова. Если в слове есть заданный
звук, дети накрывают клеточку фишкой, если нет – пропускают. Синие
фишки используются для определения твердого согласного звука в слове,
зеленые – для определения мягкого согласного, красные – для гласных
звуков.
В игре «Выбери картинки» дети среди множества картинок отбирают
только те, в названии которых есть заданный звук.
Для определения первого и последнего звука в слове мы используем
игры: «Собери картинки в цепочку», «Умная гусеница», «Помоги мышонку».
В данных играх дети выкладывают из картинок цепочку. Название
последующей картинки начинается на звук, которым заканчивается название
предыдущей картинки.
При обучении детей определению количества звуков и слогов в слове
можно использовать следующие игры : «Веселый поезд», «Куда сядет
насекомое», «Соберем пирамиду», «Саночки», «Холодильник».
В игре «Веселый поезд» дети упражняются в определении количества
звуков в слове. Используются вагончики, на крышах которых карточки с
определенным количеством кружочков. Педагог поясняет: «Перед нами
веселый поезд для животных. В нем три вагона. Каждое животное может
ехать только в определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные,
название которых состоит из трех звуков, во втором – из четырех, в третьем -
из пяти звуков».
Играя в игру «Куда сядет насекомое», дети должны посадить божью
коровку на тот цветок, количество точек, на спине которого соответствует
количеству звуков в названии картинки, закрепленной на цветке.
В занимательной игре «Саночки» дети раскладывают картинки на
санки. Педагог объясняет, что санки с картинками катились с горки,
перевернулись и все картинки рассыпались. Нужно разложить картинки,
соблюдая условие: количество звуков в названии картинок должно
соответствовать цифре на саночках.
В игре «Холодильник» дошкольники раскладывают картинки
продуктов по полкам. Хозяйка принесла из магазина много продуктов.
Нужно ей помочь разложить их по местам. На верхнюю полку необходимо
положить продукты, в названии которых три звука, на среднюю полку –
продукты, в названии которых четыре звука и на нижнюю полку – продукты,
в названии которых пять звуков.
Для закрепления умения составлять звуковую схему можно
использовать игры «Найди предмет», «Подбери схему», «Разложи фрукты и
ягоды по тарелкам», «Волшебная карусель», «Звуковые бусы».
В игре «Найди предмет» ребенок должен выбрать картинку, название
которой соответствует предложенной схеме. А в игре «Подбери схему»
наоборот нужно выбрать схему, которая соответствует звуковому составу
слова-названия предмета. Играя в игру
«Разложи фрукты и ягоды по тарелкам»,
ребенок должен выбрать из множества
картинок фруктов и ягод те, название
которых соответствует звуковой схеме,
находящейся на тарелке. В занимательной
игре «Волшебная карусель» дети
рассаживают животных в кабинки
карусели, выполняя условие – звуковой
состав названия животного должен
соответствовать звуковой схеме на
кабинке.
В работе по формированию навыков
звукового анализа мы используем дидактическое пособие «Звуковое дерево».
На фруктовом дереве помещаются плоды: красные вишни, обозначающие
гласные звуки, синие сливы, обозначающие твердые согласные звуки и
зеленые груши, которые обозначают мягкие согласные звуки. Дети
составляют из этих фруктов звуковые схемы слов.
А в играх «Звуковые бусы», «Волшебные камушки», «Разноцветные
прищепки» дети самостоятельно составляют звуковые схемы. Одновременно
в данных играх у дошкольников развивается мелкая моторика рук.
Навыки звукового анализа могут закрепляться в свободное от занятий
время: на прогулке и в самостоятельной деятельности. Для этого можно
поиграть с детьми в игры «Звуки считай – приседай», «Кто быстрее?», «Мяч -
лови и мяч- бросай, сколько звуков – называй», «Чье слово длиннее?».
Использование данных дидактических игр в работе с дошкольниками с
речевыми нарушениями облегчает процесс формирования у них навыков
звукового анализа. Это не только стимулирует обучение, но и способствует
его успешности, содействует профилактике дислексии.
Список использованной литературы
1. Дьякова Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у
дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.-64 с.
2. Уварова Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с
дошкольниками. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 64 с.
3. Кравченко И. А. Игры и упражнения со звуками и словами. Пособие для
воспитателей и родителей. Москва 1999.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие
для практ. работников ДОУ. – М. : Айрис – пресс, 2008. – 176 с.