Екатерина Дьячковская
Формирование здоровьесберегающей компетентности в условиях дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ ЦРР детский сад № 1 “Родничок”
Тема доклада. ”Формирование здоровьесберегающей компетентности в условиях дошкольной организации».
Дьячковская Е. К.
Воспиатель высшее.
2023 год.
Цель: становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Задачи:
- Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ
- Создать игровой образовательный модуль по формированию здоровьесберегающей компетентности.
Публикация «Формирование здоровьесберегающей компетентности в условиях дошкольной организации» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
- Работа с родителями обучать здоровому образу жизни, воспитывать культуру здоровья.
Практическая значимость проекта
Становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.10. 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» представлена система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий воспитанников определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Таким образом, задача педагога – создать условия для правильного физического развития ребенка, обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий современному развитию моторных функций, правильному формированию важнейших органов и систем в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.
Ожидаемый результат
-приобретение ребенком всего комплекса интегративных качеств;
-активное вовлечение детско-взрослого сообщества в социум;
-овладение ребенком элементарными навыками зарядки.
Методическое обеспечение воспитательно-образовательной деятельности
- ввести программу, дневник «Чэбдик буолуу кэтээн к р к нн гэ”.
Участники проекта
Дети, родители, педагоги ДОУ.
1 этап. Организационно-подготовительный срок с сентября 2021 по октябрь 2021 г.
Реализация цели и задач проекта. Анализ проекта
- Анализ исходного состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности дошкольников, их валеологических умений и навыков, а также здоровьесберегающей среды ДОУ. Анализ заболеваемости ДОУ трех лет, анализ заболеваемости Горного улуса.
Мониторинг здоровья, диаграмма заболеваемости
Изучение теоретических основ здоровье сберегающих технологий
Анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов. Повышение квалификации. Обучение педагогов и родителей по теме здоровье сберегающие технологии, реферат, консультация, практический показ.
Разработка плана проекта План мероприятий
Выявление противоречий и проблем, подготовка ресурсов проекта Составление проекта
2 этап с сентября 2021 по май 2022 г.
Реализация цели и задач проекта. Анализ проекта
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ.
- Формирование и реализация длительной игры в педагогический процесс Освоения педагогами ДОУ методики и приемов здоровьесбережения детей.
Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары, консультации, мастер-классы);
- Профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения).
- Разработка закаливающих мероприятий ;
-Чтение книжной литературы, заучивание стихотворений.
- Оздоровительные досуги, тематические прогулки, игровая деятельность.
- Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;
- Разработка тематических игровых блоков длительных игр по ключевым компетенциям.
3 этап. с сентября 2022 по октябрь 2023 г.
Реализация цели и задач проекта. Анализ проекта
Установление контактов социальными партнерами ДОУ по вопросам здоровьесбережения. (родители, ЦУБ, и т. д) Проведение исследований в области соблюдения здорового образа жизни, правильного режима дня, двигательной активности детей (анкетирование, опрос, наблюдение).
- Информация для родителей (фотовыставка, опросы, родительские собрания, консультации).
Итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризирующих эффективность:
Реализации новой модели
Содержания и технологии длительной игры в совместной деятельности детей и взрослых.
Обобщение и распространение результатов деятельности Наблюдение за влиянием образовательного процесса на состояние здоровье детей, и
развития.
Заполнение дневника «Чэбдик буолуу кэтээн к р к нн гэ»
Отчетные документы.
Доклад, проект, презентации, мастер-классы, сценарий, публикации
Заболеваемость по возрастным группам за 2020 – 2022 годы
Дети от 0-14 лет
У детей от 0-14 лет общая заболеваемость в 2022г. больше уровня 2021г. на 1,8%. Прирост заболеваемости обусловлен ростом НКВИ на 70,9%, некоторым увеличением заболеваемости по болезням органов дыхания – на 2,9%. Уменьшение общей заболеваемости отмечается в таких классах как болезни эндокринной системы -66,6%, нервной системы – 40,4%, болезни глаза – 26,7%, болезни органов кровообращения – 32,5%, болезни органов пищеварения – 64,4%, болезни кожи – 14,0%, болезникостно-мышечной системы – 25,0%, болезни мочеполовой системы – 26,3%. В структуре заболеваемости у детей от 0-14 лет преобладают болезни органов дыхания – 68,1%, болезни органов пищеварения – 5,2%, болезни – 3,14%.
Дорожная карта реализации проекта
Что сделано Запланированный полученный
результат,
Задача №2 Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Мероприятие №1 Обогащение центра активности оборудованиями и материалами
Ковры гимнастические, физкультурная форма
Нетрадиционные дорожки для закаливания
Сбор информаций для реферата.
Статистика заболеваемости 3 года Оборудование центра активности обновлена и дополнена.
Сравнительная диаграмма заболеваний воспитанников.
Статистика заболеваемости детей от 0-14 лет Горного улуса.
Оценка (наблюдение) каждой сферы инициативы через культурные практики ребенка: через сюжетно-ролевую игру, совместную игровую, продуктивную деятельность, познавательно-исследовательскую деятельность
Мероприятие №2 Информирование родителей воспитанников о целях и задачах содержания инновационной деятельности.
Опрос для родителей (узнать мнение родителей по отношению к новой модели образовательного процесса).
- «Современные родители: жизненные ценности и воспитательные ориентиры» Всеобучи по теме проекта.
Методические рекомендации.
Составлен значимость целей воспитания
Мероприятие №3 Планировать работу по привлечению заинтересованных лиц и организаций, в социальном партнерстве с МБДОУ с ЦУБ на основе договора. Протоколы родительских собраний, консультаций, отчетная справка
Что сделано Запланированный полученный
результат,
Задача №2 Создать игровой образовательный модуль по формированию здоровьесберегающей компетенстности.
Мероприятие №1 Создание легенды, героев проекта.
Образовательный маршрут
«Сынньабыл»
Образовательный маршрут
Имигэс
Образовательный маршрут
Эрчимэн
Образовательный маршрут
ту абыл Технологическая карта.
Сценарии мероприятий.
Длительная игра спортивный квест.
Сценарии, конспекты.
Мероприятие №2 Буклеты для родителей и педагогов.
Просмотр открытых мероприятий.
темы всеобучей.
Солнце,воздух и вода.
Закаляйся.
В здоровом теле здоровый дух! Всеобучи по теме проекта.
Методические рекомендации.
Составлен значимость целей воспитания
Мероприятие №3 Использование здоровьесберегающих
технологий в учебно- воспитательном
Внедрение здоровьесберегающей технологии «стретчинг.»
Процессе
Проведение Дней здоровья
Что сделано Запланированный полученный
результат,
Задача №3 Работа с родителями обучать здоровому образу жизни, воспитывать культуру здоровья.
Мероприятие №1 Вовлечение родителей в совместную деятельность по проведению каникул,
традиционных праздников и мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников Оформление социального паспорта ДОУ, составление списков:
- учащихся группы риска;
- проблемных семей;
- многодетных семей;
- малообеспеченных семей;
- неполных семей;
- детей с заболеваниями.
Учет посещаемости воспитанников ДОУ
Мероприятие №2 Сотрудничество с социальными
Партнерами
Проведение консультаций для родителей по проблеме сбережения здоровья детей Анкетирование.
Дневник наблюдения «Чэбдик буолуу кэтээн к р к нн гэ»
Мероприятие №3 Популяризация форм здоровьесберегающей деятельности через средства массовой информации ютуб, рутуб, в контакте, телеграм Дневник наблюдения «Чэбдик буолуу кэтээн к р к нн гэ»
Механизмы реализации проекта.
• Специально разработанный модель длительной игры «Чэбдигирэбин» во всех формах физкультурно-оздоровительной работы.
• Интеграция данных физических упражнений и приемов здоровьесбережения в другие режимные моменты.
• Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности группы воспитанников.
• Формирование у дошкольников устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья.
• Формирование и совершенствование у детей элементарных гигиенических и культурных навыков.
• Создание и накопление в группе традиций и обычаев здорового образа жизни.
• Укрепление психологического здоровья детей, как важной составляющей здоровья человека в целом.
Иитэр- рэтэр рэх муодула «Чэбдигирэбин»
Тематическай оонньуулар ти иктэрэ У ун болдьохтоох оонньуулар О о сааьа Саба аланар сити иилэрэ
1 Эрчимэн квест-оонньуу Тобулла ас й 4-5 Тугу сити эбит.
- илии-атах былчы нарын сайыннарыы тупсарыы
- ыарыыны-с т н намтатаа ын
Хара дьаа ык 5-6
Бэ иэлэй буол 6-7
2 Сынньабыл Мэник-мэнигийээннэр 4-5 Тугу сити эбит
О о этин-хаанын уонна уйул атын харыстаа ын сайыннарыы.
рэбит-хомойобут 5-6
Алыптаах ойуурга 7-8
3 Стретчинг хамсаныыларын эрчийии.
Имигэсчээннэр К т р аалынан итии дойдуга к т 4-5 Тугу сити эбит.
- илии-атах былчы нарын сайыннарыы тупсарыы
- ыарыыны-с т н намтатыы
5-6
7-8
4 Доруобай ти илэхчээн. Ортопедическай гимнастика. Ту абыл 4-7 Тугу сити эбит.
Уллу ахпытын сайыннарабыт
Уллу ах хаан эргиирин лэлэтии
Хамсаныы с р н н тупсуута
5-6
7-8
Имигэс
Эрчимэн оонньуу ыытар.
Итии дойдуларга айан.
Стретчинг хамсаныыларын эрчийии.
№ Хамсаныылар ааттара
1 Ча ылкай к н
2 К т р аалынан итии дойдуга к т (ба5арар дойдулларыгар к т лл р. итии дойдулар, дьыл кэмнэригэр)
3 Тыынан устуу
4 Мастары кытта билсии (бастаан бэйэлэрин т р б т дойдуларын мастара онтон атын дойду мастара)
5 Эрчиллии сибэкки. Араас чээлэй н х сибэккилэри билии, ааттаа ын, ойууларын к р.
6 Муора сулу ун оонньоо ун
7 Тыынар эрчиллиилэр.
1. Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников. ФГОС ДО. Сулим Е. В. Сфера, 2016 г.
Ту абыл.
№ Бала ан ыйа Алтынньы Сэтинньи ый Ахсынньы ый Тохсунньй ый Олунньу ый Кулун тутар Муус устар Ыам ыйа
1 Баалканы хардыылаа Баалкыны тэбсэн хаам ойо оскунан Футбол Скакалка рд нэн ойуу Баалканы хардыылаа Баалкыны тэбсэн хаам ойо оскунан Футбол Скакалка рд нэн ойуу Баалканы хардыылаа
2 Олорон эрэ хаам Мээчиги к т х атаххынан Быаны саа ылаа Атах сыгынньах хаамыы Олорон эрэ хаам Мээчиги к т х атаххынан Быаны саа ылаа Атах сыгынньах хаамыы Олорон эрэ хаам
3 Атаххынан баалканы к т х Мээчиги атаххынан са ырыт Быаны к т х Салфетканы имит таххынан Атаххынан баалканы к т х Мээчиги атаххынан са ырыт Быаны к т х Салфетканы имит таххынан Атаххынан баалканы к т х
4 Баалка и инэн атаххын та аар Мээчиги атаххынан бырах Быа рд нэн хаам ойо оскунан Маллары атаххынан хомуй Баалка и инэн атаххын та аар Мээчиги атаххынан бырах Быа рд нэн хаам ойо оскунан Маллары атаххынан хомуй Баалка и инэн атаххын та аар
5 Баалкыны тэбсэн хаам Мээчиги салайан а ал Быа рд нэн ойуу Улу ахтары эргитии Баалкыны тэбсэн хаам Мээчиги салайан а ал Быа рд нэн ойуу Улу ахтары эргитии Баалкыны тэбсэн хаам
Имигэс
Бэргэнчэй оонньуу ыытар.
Итии дойдуларга айан.
Стретчинг хамсаныыларын эрчийии.
№ Хамнаныылар ааттара
1 Ча ылкай к н
2 К т р аалынан итии дойдуга к т (ба5арар дойдулларыгар к т лл р. итии дойдулар, дьыл кэмнэригэр)
3 Тыынан устуу
4 Мастары кытта билсии (бастаан бэйэлэрин т р б т дойдуларын мастара онтон атын дойду мастара)
5 Эрчиллии сибэкки. Араас чээлэй н х сибэккилэри билии, ааттаа ын, ойууларын к р.
6 Муора сулу ун оонньоо ун
Квест оонньуу былаана.
Тохтобуллар. Ааттара Ханнык ыйга ыытыллара
1. Тохтобул
Старт
Бала ан ыйа
2 Тохтобул
ЗОЖ
Алтынньы ый
• 3 тохтобул• • с хо ооноро • Сэтинньи ый
• 4 тохтобул• • Бэ иэлэй буол • Ахсынньы ый
5 тохтобул. • Ту алаах,ту ата суох астар
• Тохсунньу ый
• 6 Тохтобул• • Тобулла ас й • Олунньу ый
• 7 Тохтобул• • Интернет ту ата • Кулун тутар ыйа
• 8 Тохтобул• • Хара Дьаа ык • Муус устар
• 10 Тохтобул• • Коллаж
• Т м к • Ыам ыйа
Освоение ключевых компетенций воспитанниками
МБДОУ-ЦРР-д/с№1 «Родничок» с. Бердигестях
Здоровьесберегающая компетентность (проявляется в умении самостоятельно решать задачи, связанные с поддержанием и укреплением здоровья)
Владеет навыками самообслуживания, осмысленно пользуется предметами личной гигиены. 16% 84%
Проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности.
22% 16% 61%
Осознает пользу движений
Соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности и разных ситуациях 100%
- 0 (нулевой) уровень-ребенок не демонстрирует умение;
- 1 (первый) уровень – демонстрирует в единичных случаях;
- 2 (второй) уровень - демонстрирует относительно некоторых людей, в отдельных видах деятельности;
- 3 (третий) уровень – демонстрирует часто, относительно большинства людей, в большинстве видов деятельности;
- 4 (четвертый) уровень – демонстрирует постоянно.
Лидия Владимировна Свирская.
т к н нэн убаастабыллаах дь лл р с бэ, уонна иитээччилэр.
О о саамай барыны бары ылынар, сайыннарар кэмэ-о о саа а. Бу кэм э т р пп т о ону иитии бары хайысхатыгар бол омтотун ууруохтаах уонна ситимин быспакка сайыннарыыга лэни тэрийиэхтээх. О ону саа ынан к р н с б л р дьарыгынан наадалаах тэрили булан эрчийиэхтээх. Сайдар услуобуйаны тэрийиэхтээх.
О о кыра эрдэзиттэн айыл атынан бэриллибит дьо ура сайдарыгар т р пп т тугу тэрийиэн с б й?
Ийэ бы ыытынан кэрэни кэрэхсиир, бэйэтэ эмиэ тугунан эмит умсугуйан туран дьарыгырар буолуохтаах. Дьарык диэн лэ, эт сиини эрчийии т б к. О о т р пп т н дьарыгын кыра эрдэ иттэн к р н рэнэр, т ктэ сатыыр буолар, онтон устунан бэйэтэ дьарык о остор.
Бы аарыы сурук.
То оо о XXI йэ э хардыытыгар эппиэттээн Чэбдигирэбин у ун оонньуу бырайыак о о улунна.
Мадьыал. (Чэбдигирэбин)
С р н сыала. Олоххо сити иилээх ки ини бэлэмнээ ин, ч л доруобуйалаах, ол эбэтэр сиэрдээх-майгылаах, тобулла ас толкуйдаах, дьулуурдаах, улэ ит.
О о этин-хаанын уонна уйул атын харыстаа ын сайыннарыы.
йээн. сюжет.
Аан ийэ дойдубут 3 дойдулартан турар. э дойду, орто дойду уонна аллараа дойду. Олорбуттара эбитэ. э дойдуга 8 айыылар. Ккыырай халлаан сайылыкттаах р Аар тойон уонна р Арылы хотун. К р дь г й тойон, Иэйиэхсит хотун,Айыы ыт хотун, Дьыл а хаан,улуутуйар улуу суорун айыылар. Кинилэр орто дойдуга ки ини айан о орбуттар уонна т эрбиттэр. Улуу суорун идэлиэм (уус, ойуун, эмчит) киниэхэ к с биэриэм.
Дьыл а хаан: «Мин киниэхэ й биэриэм. ”
Иэйиэхсит хотун эппит: “Мин кинини с т н ара аччылыам.
К р дь г й тойон сылгытын т эрбит.
Онтон Айыы ыт хотунт: «Мин киниэхэ саамай ту алаа ы доруобуйаны биэриэм. ” нэр айыыта, ск р, т р р
Онтон бу доруобуйаны ханна гынабыт диэн толкуйга туспуттэр. Хайа а ууруохха, рэххэ тимиридиэххэ.
Биир айыы эппит доруобуйаны ки и и игэр угуохха, саамай эрэллээх миэстэ э.
Онон о5олор хас биирдиибитэр испитигэр доруобуйа угулла сылдьар. Э иэхэ анаан рд к айыылар уоллаах кыы ы ыыппыттар Айгылаана эрчимэн билсэллэр.
Айгылаана о олорго сынньабыл тэрийэр (ыйга биэстэ к рс эр) 9 айыылар
Т р т причина.
Кэли и кэм э о о доруобуйатын к рд р тэ олус м лт т. Ыарахан ыарыылар эдэримсийэн, о олорбут ыалдьар буолан бардылар. Онно улахан суолталаах айыл абыт уларыйыылара, саха т р т а ын атын а ылыкка к, ч л оло у туту уу суох буолуутуттан.
лэ ис хо ооно.
У уйаа а иитээччи улахан холобур буолар уонна лэ ситимин быспакка лэлээтэ инэ. Бу рэх уобаластара тэ э тэтимнээхтик сайдаллар.
О о тыла сайдыыта. О о билиитин к р т н сайыннарыы.
О о кэрэни йд р дьо урун сайыннарыы эйгэтэ баар буолла ына.
О о этин сиинин сайдан,Эйгэтигэр киирэн о о сайдыыта, дьоннуун алты ыыта, бодуру уута.
Бииргэ лэлээ ин.
Оонньуу.
Ойуулуур-дь нн р дьайымал. Чинчийии. Уус –уран айымньыны аа ыы. лэ араас к р э.
Т р пп т кытта лэ.
Тэрээ иннэр дьиэ э спорт муннугун тэрийии, бииргэ о отун кытта этин сиинин сайыннарар хамсаныылара. (Фито чаи. Беседа. Мастер классы. Чэбдик буолуу кэтээн к р к нн гэ.)
Мадьыл тематынан Сорудахтар. С бэлэр.
О о дьайымалын т м гэ.
Кэнчээри нормативыгар рд к к рд р. О о айымньыта, илиинэн о о уктара, мульфильм, уру уй, Чэбдик буолуу кэтээн к р к нн гэ. Бол омто ут и ин ба ыыбалары.