Елена Кайдаракова
Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу
▼ Скачать
Эмоциональная отзывчивость – это готовность человека откликаться «на себя», «на природу», «на других», «на искусство», «на книги» и многое другое.
В дошкольном возрасте ребёнок начинает осваивать социальные формы выражения чувств и эмоций, овладевать социальным пространством человеческих отношений. Это происходит через общение с близкими, со сверстниками, через игры, чтение художественной литературы, со взрослыми. Постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей, что служит фундаментом для развития эмоциональной отзывчивости. Одни эмоции определяются ребёнком легче и быстрее. Другие еще требуют подсказки взрослого человека.
Публикация «Формирование эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу» размещена в разделах
Художественная литература напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сопереживать и сочувствовать другому человеку. Чтение и понимание детских литературных произведений может послужить мостом к расширению социального пространства дошкольника, развитию его эмоциональной сферы. Вместе с героями и персонажами дети переживают определённые эмоциональные состояния, видят способы выхода из сложных ситуаций. Это развивает их социальную компетенцию, позволяет успешнее овладевать правилами и нормами жизни в обществе. Очень важно донести содержание книги до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление. Педагогу придётся работать долго и кропотливо, чтобы в будущем получить желаемые плоды. Целесообразно использовать следующий алгоритм в этой работе: чтение произведения, беседа о прочитанном, рассматривание иллюстраций, игры-беседы с персонажами, установление связи между идеей произведения и жизненным опытом детей. Главным здесь является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. Необходима артистичность, искренность и неподдельность эмоций педагога. Этим воспитатель побуждает детей прочувствовать глубину содержания художественного произведения. Чтобы оценить то, что освоено ребенком в эмоционально-нравственном плане, недостаточно одного лишь прочтения. Обязательно нужна беседа по осмыслению прочитанного. Воспитателю необходимо тщательно продумывать вопросы, которые должны стимулировать эмоциональное отношение ребёнка к прочитанному произведению. Цель беседы – побудить ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделить анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а также умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
При работе над произведением очень эффективен прием игры-беседы с героями произведения. Он помогает оценить то, насколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. Для этого воспитатель может предложить показать понравившихся ребятам персонажей из рассматриваемого произведения или перевоплотиться в героев из произведений и показать мимикой и жестами своё отношение к ним.
Следующий этап в работе над произведением — это игра-драматизация. Для организации таких игр используются простые и выразительные маски, костюмы и декорации. Распределяются роли. Дети по-разному относятся к проигрыванию отрицательной роли: одни из них стараются ближе к тексту воспроизвести речь и действия отрицательного персонажа, при этом может быть формальное исполнение роли, в которой не затрагивается эмоциональная сфера ребенка. Бывают дети, которые категорически отказываются играть «плохих» персонажей, поэтому воспитатель может предложить таким детям роль второстепенных персонажей нейтрального или положительного характера. Но бывают дети, которые с нескрываемым удовольствием, очень эмоционально проигрывали роль отрицательного персонажа. Очень важно внимательно наблюдать за тем, как вносит ребенок в роль свое личное эмоционально-нравственное отношение к таким моментам, которые являются аналогами соответствующих жизненных ситуаций. При проведении игр-драматизаций дети могут обыграть не только эпизоды по сюжету произведения, но и совершенно новые темы. Проведение таких игр помогает детям обнаружить в жизни ситуации, похожие на те, которые проигрывали по содержанию произведений.
Работа по развитию эмоциональной отзывчивости у детей посредством восприятия художественной литературы должна проводиться не только на специально организованных занятиях, но и в другой деятельности детей (игровой, самостоятельной, изодеятельности). Реализация подхода к развитию эмоциональной сферы посредством восприятия художественной литературы требует поддержки и со стороны родителей. Знакомство родителей с важностью развития эмоциональной сферы используя художественную литературу, помогает им расширить свои возможности в плане воспитания ребенка.
Таким образом, грамотно построенная система работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников посредством художественной литературы помогает формированию гармоничной личности. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности в которой эмпатия занимает ведущее место.