Марасанова Наталья
Формирование эмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста «Приключения в сказочном лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Приключения в сказочном лесу».
Подготовила: Марасанова Наталья Робертовна, МБУ детский сад № 135 "Рябинка"
г. о. Тольятти, педагог-психолог.
Образовательная область: социально-коммуникативное, познавательное развитие.
Возраст участников : старший дошкольный возраст.
Место проведения: кабинет психолога.
Цель: Формирование эмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста посредством разных видов деятельности.
Публикация «Формирование эмоциональной саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста „Приключения в сказочном лесу“» размещена в разделах
Задачи:
• Расширение представления о собственных эмоциях, причинах их возникновения, действиях, совершаемых в определенном эмоциональном состоянии.
• Формирование умения регулировать свое поведение в разных эмоциональных состояниях.
• Снятие психоэмоционального напряжения.
• Совершенствование техники пальчикового рисования, отпечатка всей ладони с раздвинутыми пальцами, отпечатка ребра ладони, отпечатка ладони с сомкнутыми пальцами и объединение их в общую композицию.
• Развитие коммуникативных навыков детей.
Материалы: Ветка рябины; силуэт дерева, изображенный на ватмане; магнитофон, аудио запись «Волшебство природы. Муляжи грибов, сухие листья, шишки, желуди, орехи, камешки, перышки, платочек, корзина, лупа, краски для пальцеграфии, влажные салфетки.
Ход:
Приветствие: «Подари улыбку».
Психолог: Ребята, сегодня замечательный день, что мы ему можем пожелать?
Дети: Чтобы он был радостным для нас, для всех на Земле, чтобы он был мирным, чтобы нам нравилась погода и т. д.
Психолог: Давайте улыбнемся и поздороваемся с солнышком, с небом, друг с другом!
Я принесла вам веточку рябины, давайте передадим ее по кругу и улыбнемся друг другу! Отлично! Рябинка приглашает нас на прогулку в волшебный лес. Дружно скажем слова: «Вокруг себя повернись и в волшебном лесу окажись!» (Звенит колокольчик, затем грустная осенняя мелодия).
Психолог: Как пусто в осеннем лесу : листья с деревьев облетели, не слышно птичьих голосов, звери и насекомые попрятались в свои норки, грустная картина.
Ребята, а вы умеете грустить? (Дети выполняют упражнение «Закончи предложение» : мне грустно когда)
Игра «Следопыты»
Психолог: Я уверена, что в лесу в любое время года много удивительных сюрпризов.
Кто заметит их больше всех с помощью лупы? Кто лучше всех покажет свое удивление и расскажет об этом? (Дети находят шишки, желуди, перышки, орешки и складывают их в корзину).
Психолог: Вы отлично умеете удивляться, но на этом лесные сюрпризы не заканчиваются. Посмотрите, кто это к нам идет? (появляется девочка в образе белочки).
Сценка для детского театра «Дети и Белочка».
Дети: Где ты, Белочка, была? Что, попрыгунья, добыла?
Белочка: В рощу бегала с тележкой, собирала там орешки.
Дети: Где ж тележка, Белочка? Где ж орешки, резвая?
Белочка: Ах, тележку я сломала, а орешки растеряла…
Дети: Как же так это случилось? Или ты с дороги сбилась?
Белочка: Меня зайчик испугал: мне он путь перебежал!
Дети: Что же делать, Белочка? Как же быть-то, резвая?
Белочка: И сама теперь не знаю, все горюю да вздыхаю.
Дети: Полно, Белочка, вздыхать, есть о чем тут горевать!
Собирайся в путь ты снова, мы тебе помочь готовы.
Подберем опять орешки, да починим и тележку!
А орешки привезем, щелкуна мы позовем,
Щелкать вместе их начнем!
Психолог: Спасибо, дети, за то, что смогли помочь белочке. Как здорово уметь сочувствовать друг другу: «вся боль уходит за ворота, когда сочувствует вам кто - то».
Психолог предлагает детям сесть на коврик (звучит тревожная музыка нагоняющая страх). Что- то страшновато становится в лесу!
Конкурс «боюсек»
Психолог рассказывает о том кого и чего он боится; затем передает эстафету (платочек) по кругу, и все дети признаются в своих страхах. В заключении дети встают, взявшись за руки, проговаривают хором: «Страх, страх, страшилка, брысь, брысь, брысь и в смешинку превратись!».
Психолог: Чтобы страх не поймал нас в сети, нужно чаще улыбаться, а еще можно:
потопать ногами, похлопать руками, пощекотать друг друга, обнять друг друга.
Если мы будем это делать, то страх исчезнет, и наше настроение снова будет радостным,
Психолог: Ребята, а вы не забыли, что в осенний лес нас приглашала веточка рябины? Она сейчас хочет рассказать вам свою волшебную историю (звучит аудиозапись «Волшебство природы» психолог предлагает детям сесть на корточки).
Этюд «В волшебном лесу»
В волшебном лесу, в заповедном месте, там, куда не каждый мог войти, добрая волшебница посадила чудесные семена. Шло время, семена стали подрастать… (дети складывают руки над головой). Их согревало солнышко. Добрая волшебница поливала их живой водой, и в один прекрасный день из ростков выросли молодые деревца. (Дети встают, раскрывают руки и чуть откидывают голову назад). Их красота была удивительна. А осенью произошло чудо: на ветках рябинок (так назывались наши волшебные деревца) созрели ягоды. Все обитатели волшебного леса приходили посмотреть на необыкновенные деревья. Добрая волшебница наделила гроздья рябины удивительной силой. В них было столько добра и красоты, что они дарили радость любому, кто смотрел на них. Шло время, рябинки становилась все краше, и сила их возрастала. Волшебные деревья наделяли радостью и добротой всех, кто мог войти в заповедное место. (Дети, делятся своей радостью и добротой друг с другом).
Замечательно! А теперь расскажите, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? (Дети обмениваются впечатлениями).
Психолог: Ребята, чтобы у нас осталась память о прогулке в осеннем лесу, я вам предлагаю нарисовать веточку рябины.
Коллективное рисование «Гроздья рябины»
На столах лежат краски в пластиковых емкостях и салфетки. Перед детьми стоит мольберт, на котором закреплен ватман с изображением силуэта дерева.
Психолог обращает внимание на силуэт дерева (число веток на дереве соответствует количеству детей) и говорит: «Ребята, сейчас мы с вами будем волшебниками и превратим наше дерево без листьев и плодов, в дерево которое дарит добро и красоту. Гроздья рябины у нас будут олицетворением дружбы. Каждый из вас на своей веточке изобразит свою гроздь рябины. Рисовать мы будем не обычным способом, а пальчиками и ладошками (кисть рябины рисуем коричневой краской отпечатком ладони с расставленными пальцами; ягоды - с помощью отпечатков кончиков пальцев красным цветом, листья изображаются с помощью отпечатка пальца по ветке дерева)».
Психолог: Для того чтобы работа у нас получилась аккуратной нужно не забывать, после каждого этапа, вытирать тщательно руки, для этого мы будем использовать бумажные полотенца.
Психолог: Ребята, так как мы с вами создаем дерево добра и красоты, то вы не должны забывать о добром отношении друг к другу и взаимопомощи во время выполнения работы.
Дети приступают к рисованию. Когда работа будет готова, дети рассматривают, что у них получилось (какая цветовая гамма преобладает, какие эмоции отражены в рисунке, какое настроение было в процессе работы).
Психолог: Наша работа готова, она может порадовать и других людей: воспитателей и родителей. Давайте подарим им наше дерево добра и красоты, зарядим их положительной энергией, радостью, оптимизмом.
Прощание
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Все вместе произносят слова:
До свиданья, до свиданья! Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья! Будем вместе мы играть!
ЛИТЕРАТУРА:
1. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику / СПб. : Издательство: "Валери СПД", 2001.
2. Щипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. / СПб. : Издательство: Детство - Пресс, 2001.
3. Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду / М. : Творческий центр СФЕРА 2005.
4. Постоева Л. Д, Лукина Г. А. Интегрированные коррекционно - развивающие занятия для детей 4-6 лет. / М. : Книголюб, 2006.
5. Мэри Энн., Ф. Колль. Рисование красками /М. АСТ-Астрель, 2005.