Наталья Фомина
Экспериментальная деятельность в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы
В старшем дошкольном возрасте детьми применяется опосредованный способ сравнения, измерение условной меркой. Поэтому, для лучшего формирования представлений о величинах и других математических представлений была организована предметно-развивающая среда, оформленная и оснащенная, развивающими игрушками и пособиями, обучающими играми и материалами. Использование во время образовательной деятельности игровых упражнений, способствует усвоению предлагаемого материала, в более легкой и понятной, а главное интересной форме. Данная среда является хорошим наглядным пособием для формирования представлений у детей о величине предметов. В группе была создана «Лаборатория условных мерок» для развития исследовательских умений. Задача создания лаборатории условных мерок связана с целенаправленным развитием интереса к элементарной математической деятельности, готовности и способности совершать поисковые и исследовательские действия. Знакомство с условной меркой, равной одному из сравниваемых предметов по величине, готовит детей к измерительной деятельности. Деятельность измерения довольно сложна. Она требует определенных знаний, специфических умений, знания общепринятой системы мер, применения измерительных приборов. Измерительная деятельность формируется у дошкольников при условии целенаправленного руководства взрослых и большой практической работающей среды. Для совершенствования умений в измерении детям предлагается раздаточный материал : полоски бумаги или картона, ленточки и т. д. Все упражнения игрового характера: дети подбирают доски для строительства «моста», изготовления «мебели», измеряют высоту, потом длину, ширину. В процессе формирования измерительной деятельности дети способны понять, что:
Публикация «Экспериментальная деятельность в области „Познание“ по формированию элементарных математических представлений» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
измерение дает точную количественную характеристику величине;
для измерения необходимо выбирать адекватную мерку;
число мерок зависит от измеряемой величины (чем больше величина, тем больше ее численное значение и наоборот);
результат измерения зависит от выбранной мерки (чем больше мерка, тем меньше численное значение и наоборот);
для сравнения величин необходимо их измерять одинаковыми мерками.
Измерение дает возможность сравнивать величины не только на сенсорной основе, но и на основе умственной деятельности, формирует представление о величине как математическом понятии. Способствовать закреплению умения детей пользоваться условными линейными мерками можно, давая им задания сделать, допустим, маленькую машину и большую при помощи счётных палочек, затем пусть ребята посчитают – сколько палочек затратили на машины. Что больше по длине, ширине и высоте. С помощью счётных палочек и спичек можно выложить ёлочку, домик, автомобиль, трактор и т. д. Дети сами выкладывают эти предметы и сравнивают количество мерок в разных предметах. Таким образом, незаметно, играя, можно провести обучение измерению величины дошкольников. Когда дети поняли, как измерять предмет, предложите им измерить этот предмет разными мерками и посчитать мерки. Вывод: предмет не изменился, но результаты разные, так как использовались разные мерки. Так понятие «условная мерка» для дошкольников станет доступной на практике. В дальнейшем условной меркой может выступить клетка в тетради. Вот это размах фантазии. Нарисовать можно всё, что угодно. Считая клетки, сравнивать нарисованные предметы по длине, ширине, высоте. Кроме того, при занятиях рисованием по клеткам становятся точнее координация движений руки и глаза, направления движения руки, ориентировка на листе бумаги, продолжает формироваться умение анализировать и делать выводы путём сравнения нарисованных предметов. Дети познают, как правильно наложить мерки: плотно прижимая, приставляя одну к другой, чтобы между ними не оставалось пространства, и чтобы одна мерка не накладывалась на другую. Для упражнения детей в сравнении предметов по величине можно давать такие, например, задания:
- из двух полосок разной длины, разложенных на столе, показать длинную полоску или короткую;
-детям предъявляются поочередно образцы разной длины; необходимо найти полоску такой же длины;
- нужно взять самый длинный брусок из двух; показать его длину, затем показать длину короткого бруска;
- найти длинный карандаш из двух, положить его вверху, а короткий положить под ним.
Научившись измерять, дети смогут свои умения применить в различных делах.