Елена Михнюк
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Важное место отводится обучению дошкольников основам математики. Это связано с рядом причин: начало обучения в школе с шестилетнего возраста, обилие получаемой ребенком информации, большее внимание к компьютеризации, стремление сделать процесс обучения более интенсивным.
Большая часть уроков интегрирована в природу, в которой математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности. Основной упор в обучении делается на самостоятельное решение поставленной дошкольниками задачи, выбор ими методов и средств и проверку правильности ее решения. Обучение детей включает в себя как прямые, так и посредственные методы, способствующие не только получению математических знаний, но и общему интеллектуальному развитию.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Занятия предусматривают различные формы объединения детей (пары, малые подгруппы, целая группа) в зависимости от целей педагогической и познавательной деятельности. Это позволяет дошкольникам развивать навыки взаимодействия со сверстниками и коллективной деятельности.
При объяснении нового материала необходимо опираться на знания и представления дошкольников, поддерживать интерес детей на протяжении всего урока, использовать игровые методы и разнообразные дидактические материалы, повышать внимание на занятиях, подводить к самостоятельным выводам и обучение их аргументировать свои аргументы побуждает детей к разнообразным реакциям.
Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание.
На занятиях большое внимание уделяется индивидуальной работе с детьми. Кроме того, предлагаются задания для родителей по вовлечению их в совместную деятельность с воспитателем.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развить у малыша внимание, память, мышление и воображение. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать навыки, иногда даже не осознавая этого. Одной из важнейших особенностей игры является то, что дети действуют в игре так, как они поступили бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе своих возможностей для преодоления трудностей. Причем столь высокий уровень активности почти всегда достигается ими добровольно и без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окраска игры обусловливают высокую степень открытости участников. Экспериментально показано, что в ситуации некоторого отвлечения иногда легче склонить человека к принятию новой точки зрения. Если человека отвлекает что-то не относящееся к делу, эффект убеждения будет сильнее. Возможно, это в какой-то мере определяет высокую продуктивность воздействия на изучение ситуации в игре.
Дидактические игры входят непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, целью и содержанием урока. Может использоваться как тренировочное задание, упражнение, направленное на выполнение конкретной задачи формирования представления. В дошкольной группе, особенно в начале года, все занятие должно проходить в игровой форме. Дидактические игры подходят и в конце урока для воссоздания и закрепления ранее изученного.
При формировании математических представлений у детей широко используются различные дидактические игровые упражнения, занимательные по форме и содержанию.
Несмотря на разнообразие игр, их основной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие схемы - порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому также способствуют игровые упражнения по поиску потерянной фигуры внизу.
Кроме того, необходимым условием успеха в работе является творческое отношение учителя к математическим играм : варьирование действий и вопросов игры, индивидуализация требований к детям, повторение игр в той же форме или с усложнениями.
Большое значение для пробуждения интереса к математическим знаниям в детских садах, совершенствования познавательной деятельности и общего умственного развития имеет широкое использование специальных развивающих игр.
Из разнообразия развлекательного материала на занятиях часто используются дидактические игры. Их основная цель - дать детям знания по различению, подчеркиванию, названию различных предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. Дидактическая игра входит непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач.
Дидактические игры на формирование математических представлений условно делятся на следующие группы:
Игры с цифрами и числами
Игры путешествие во времени
Игры на ориентирование в пространстве
Игры с геометрическими фигурами
Игры на логическое мышление
В этих играх у детей развиваются сенсорные навыки, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность. У детей вырабатывается привычка к умственному труду.
Пример исторической игры.
Я думаю, вы все любите математику, и это путешествие будет для вас интересным. А теперь сядем в поезд (дети стоят друг за другом) и поедем (с песней «Мы едем, едем, едем» дети двигаются по группе).
Мы прибыли на остров «Тайны».
Дети находят цветы, на лепестках которых написаны загадки:
Сколько хвостов у собаки? (а) .
Сколько рогов у коровы? (2) .
Сколько ног у кошки? (четыре) .
Сколько ног у птицы? (2) .
Сколько огней у светофора? (3) .
Сколько солнц на небе? (а) .
У него два колеса
И сиденье на раме.
Под ним две педали
Вращайте их ногами. (Велосипед).
Сколько колес у велосипеда? (2) .
Большая, маленькая, маленькая игра.
Предлагаю поставить пирамиды по размеру
Я предлагаю расположить круги от большего к меньшему.
Мы прибыли на остров «Геометрические фигуры». Мы сможем попасть туда, если решим головоломку.
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп и ложки (стол).
Какова форма стола?
Сколько столов вы видите? (рассмотреть возможность).
Назовите геометрические фигуры