Розалия Замула
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Дидактическая игра – это игровой метод обучения, направляемый на условия, закрепление и систематизацию знаний, овладения способами познавательной деятельности не заметным для ребенка образом.
Основная особенность дидактических игр определена их названием : это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Все известные педагоги и ученые использовали дидактические игры и подчеркивали их огромную роль в воспитании и обучении детей. Это А. И. Сорокина, А. П. Усова, Л. А. Венгер и другие.
Известный педагог – исследователь А. В. Запорожец оценил роль дидактической игры. Он писал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка.
Материал лучше усваивается детьми, если он преподносится в игровой форме, поэтому занятия по формированию элементарных математических представлений у детей я провожу в форме дидактической игры или как часть занятия.
Все дидактические игры классифицируются на:
- игры с предметами;
- настольно-печатные;
- словесные;
- музыкально-дидактические.
Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений классифицируются на :
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Игры с цифрами и числами помогают осуществлять обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваясь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет и дидактические игры, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнения равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как «Какой цифры не стало?», «Назови соседей», «Исправь ошибку» дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. А такие дидактические игры, как «Задумай число», «Кто первый назовет какой игрушки не стало?», «Составь цифру» и многие другие используются в образовательной деятельности с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра «Считай и не ошибись!», помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете.
Так же использование дидактических игр, таких как «Назови скорее», «Дни недели», «Назови пропущенное слово», «Двенадцать месяцев» помогают детям быстро запомнить название месяцев и их последовательность. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словам положение того или иного предмета по отношению к другому: cправа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамидка и т. д.
Использования дидактических игр в образовательной деятельности и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Игры на логическое мышление формируют умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, т. к. они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
Это игры с геометрическими фигурами, такие как «Чем отличаются?», «Найди геометрическую фигуру» они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам и стремятся выполнять задания еще лучше. Обучая детей в процессе игры, педагог должен стремиться к тому, что бы радость от игр перешла в радость учения.
Хочу обратить ваше внимание на дидактические игры :
«Логические блоки Дьенеша» - помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, знакомят с геометрическими фигурами, формой предметов, размеров; развивает логическое мышление у детей; развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать информацию; способствуют развитию познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения; развитию творческих способностей.
«Умные числа» - помогает детям закрепить навыки счета; умение сравнивать числа, в решении примеров на сложение и вычитание.
«Геометрическая мозаика» - развивает зрительное восприятие, память, закрепляет знания детей о геометрических фигурах.
«Цветные счетные палочки Кюизенера» - формируют логическое мышление, представление о числе; способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей; развивают память, вниманию, воображение.
Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Играя, ребенок приобретает новые знания, навыки, умения и развивает творческие способности. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Таким образом, можно сделать вывод, что игра является эффективным средством формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Но только в том случае, если использовать ее в занимательной, увлекательной форме. Ведь играя, ребенок испытывает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно.