Лариса Щеглова
Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ
В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Земля – наш общий дом, а человек часть природы. Экология – это наука, которая должна помочь людям выжить, сделать среду их обитания приемлемой для существования. Цель экологического воспитания – формирование человека, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Мир детства и мир природы созвучны, объединены вселенской гармонией. Все понимают, что воспитывать чувства любви к природе у ребенка необходимо с рождения, только тогда он станет её защитником.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры. Экологическая культура – это осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы, понимания специфики живого, желания сохранить или создать для него нужные условия. Такое отношение вполне может быть сформировано у ребенка-дошкольника если на протяжении нескольких лет целью педагогического процесса экологического образования будет развитие экологической воспитанности.
Формирование начал экологической культуры у детей дошкольников невозможно без решения следующих задач: освоение экологических представлений; развитие познавательных умений; овладение умениями ухода за живыми существами; накопление опыта гуманного отношения к растениями и животным. Для решения этих задач используются следующие формы работы: организованное обучение; совместная деятельность взрослого с ребенком; самостоятельная деятельность детей.
Организованная форма обучения – это экскурсии, занятия, наблюдения за животными и растениями, изобразительная деятельность по экологической тематике, ознакомление с трудом взрослых в природе, обучение детей по уходу за растениями и животными.
Совместная деятельность воспитателя и детей – это наблюдение в уголке природы, целевые прогулки на природе, игры, рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы, беседы и разговоры с детьми на экологические темы, рассматривание дидактических картинок о природе, сбор коллекций, опыты, поисковая деятельность, труд в уголке природы и на участке, работа с календарём природы, экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей – это разные виды игр, экспериментирование, работа с литературой, уход за растениями и животными. Необходимо стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей: создание проблемных ситуаций, заданий для самостоятельных наблюдений.
Дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, но знания должны преподноситься в доступной, увлекательной форме и учитываться интересы ребенка к природным явлениям. Занятия должны строиться на принципах развивающего обучения и направлены на развития личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, а также на совершенствование речи дошкольников, их мышление, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдаётся не простому запоминанию, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей. Ключевое значение в формировании экологической культуры имеет практическая деятельность дошкольника. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
Важной формой экологического воспитания являются природоохранительные акции, участие в панораме добрых дел, живое общение с природой, непосредственный контакт с объектами животного и растительного мира.
Все эти формы экологического воспитания дошкольников позволяют детям приобретать навыки экологической культуры и повышать экологическую грамотность.