Наталия Якимова
Формирование экологической культуры на народных традициях Чувашского края.
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры на народных традициях Чувашского края
В последние десятилетия человечество столкнулось с комплексом разнообразных проблем, среди которых особую значимость приобрел глобальный экологический кризис. В качестве продуктивного подхода к решению экологических проблем современного российского общества рассматривается формирование нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на сохранение природной среды. Одним из путей осуществления стратегии устойчивого развития является экологическое образование.
Публикация «Формирование экологической культуры на народных традициях Чувашского края,» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Республика, область, край. Список городов
- Чувашия. Чувашская Республика
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нормативно-правовых документах подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольного детства. В концепции устойчивого развития России - раздел «Экологическое образование, экологизация общественного сознания» (1992г.); постановлениях Правительства РФ «О мерах по улучшению экологического образования населения», «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994г.); проекте «Стратегия экологического образования в РФ» (2000г.) отмечается, что одним из условий обеспечения развития регионов должно стать формирование экологической культуры населения посредством экологического образования.
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании : рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей среде, привития практических природоохранных навыков.
В то же время в современных условиях наблюдаются снижение интереса человека к природе, утрата способов существования в природе, возможности взаимодействовать с ней, оторванность от природы, что неизбежно накладывает отпечаток на образ жизни ребенка, его поступки, усугубляет проблемы экологического образования детей. Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые признаются обществом, приводят к экологической депривации. В современных условиях даже малейшее ограничение потребностей детей в общении с природой может привести к серьезным осложнениям не только в решении задач экологического образования подрастающего поколения, но и развития личности ребенка.
Разработаны отечественные программы нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей : "Развитие", "Радуга", "Истоки", "Детство", а также специализированные программы: "Юный эколог" (Николаевой С. Н., "Паутинка" (Васякина - Новикова Ж. Л.). "Наш дом - природа" (Рыжова Н. А., "Природа и художник" (Копцева Т. А., "Красота. Радость. Творчество. " (Комарова Т. С.).
В республике сейчас проживает более 126 тысяч чувашей – это третья по численности этническая группа в республике после татар и русских. Сегодня все хотят знать корни своего народа. Они – в истории, культуре и языке. Без исторической памяти народа нет его самосознания и самоутверждения среди других наций. Обращение к прошлому собственной национальной культуры помогает нам более квалифицированно и, главное, обдуманно соотносить ее с культурой других народов, понимать своеобразие и ценность каждой из них, реалистически осознавать роль своего народа в истории края.
В последнее время нам кажется, что мир народных традиций ушёл в прошлое. Современные люди не носят одежду по традиции, а носят одежду по моде, предпочитают есть импортные продукты, купленные в универмаге, а не те, что выращены в собственном огороде. И кажется, что люди перестали выполнять дедовские обряды и ритуалы. Но это не совсем так. Народ, несмотря ни на что, всё ещё помнит и соблюдает традиции и обычаи своих предков. Ведь если мы утеряем свою традиционную культуру, это может обернуться бездуховностью, огрублением, духовным одичанием. Сейчас общество поворачивается к своим истокам, начинает поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, растерянное. И оказывается, что обряд, обычай, ритуал, который пытались забыть, выкинуть из памяти, на самом деле являются символом, направленным на сохранение вечных общечеловеческих ценностей: мира в семье, любви к природе, заботы о доме и хозяйстве, людской честности, добра и скромности.
У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.
В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух.
Изучать историю своего народа, гордиться богатством его культуры, учиться наслаждаться красотой родной речи, свято чтить вековые традиции и народную мудрость, уважать традиции других народов, жить в мире и согласии с ними - это путь к сохранению самобытности и взаимному обогащению культур.
Развитие самобытной культуры чувашей происходило и происходит в постоянной связи с культурами других народов Поволжья. Ее изучение предполагает внимательное отношение к национальным особенностям, культуре, языку, обычаям, песням и танцам других народов. Каждая нация – часть человечества, его достояние.
У каждого народа существуют характерные, исторически сложившиеся особенности культуры во взаимоотношениях с живой и неживой природой способствующие формированию и развитию экологического сознания. Основополагающие идеи, отражающие мировоззрение и идеалы народа, связанные с экологическим воспитанием, сводятся к разумному отношению к родной земле, гуманному и почтительному отношению к растительному и животному, ответственному охранительному отношению к природе, приумножению её богатств, нравственному отношению к труду. Все это свойственно и традициям чувашского народа. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Нами был разработан проект «Будь природе другом!», долгосрочный, срок - 1 год.
Цель проекта: Изучение с детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения, экспериментировать и исследовать объекты живой и неживой природы нашей местности
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между состоянием живой природы и отношением к ней человека.
3. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе
4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, обитающим в наших окрестностях.
Для реализации данного проекта организованы следующие познавательные и практические мероприятия:
1. В группах организована экологически развивающая среда :
• Уголок природы
• Карта экологической тропинки
• Альбомы «Птицы», «Птицы Чувашии», «Животные Чувашии», «Времена года», «Стихи и загадки о птицах», «Народные приметы и пословицы о птицах», экологические игры, календарь наблюдений, рисунки детей и родителей.
• Книги и иллюстрированный материал для изучения родного края, книги о флоре и фауне Чувашии, Красная книга Чувашии и фотоальбомы.
• Презентации «Голоса птиц», «Самые, самые птицы», «Животные Чувашии», «Лекарственные растения», «Из чего готовить кормушки для птиц» и др.
• Рассады для цветника
2. Разработаны и реализованы следующие проекты по изучению объектов природы: «Краски осени», «Птицы на кормушке»
3. Изучена флора и фауна родного края на занятиях по экологии, через наблюдения на прогулках, во время экскурсий:
• Экологическая беседа "К природе с добротой"
• Экскурсии на пруд. Наблюдение за состоянием воды, берега, растениями в разное время года, оценка экологического состояния
• Экскурсии в сад. Закрепление названий деревьев, умение видеть изменения в природе.
4. Цикл практических занятий по изучению запрещающих и разрешающих экологических знаков «Правила поведения в природе».
5. Операция «Помоги природе». (Совместная работа воспитанников, сотрудников ДОУ, родителей по благоустройству окрестностей).
6. Операция "Подарок птицам". (Изготовление скворечника, кормушек с помощью родителей и развешивание их на территории детского сада).
7. Неделя пернатых друзей "Птицы вестники радости".
8. Конкурс работ из природного и бросового материалов "Вторая жизнь ненужных вещей" среди родителей воспитанников.
9. Оборудован уголок "Детская лаборатория" для опытов и экологических исследований.
10. Фотовыставка "Природа просит помощи". Человек, необдуманными поступками приносит вред природе: много свалок, неухоженных деревьев, загрязненных участков земли, прудов. Все это происходит перед глазами малышей. Наша цель: научить детей замечать ошибки взрослых, воспитывать стремление и желание помочь объектам живой и неживой природы с их помощью. Дети могут принимать посильное участие в труде на общую пользу, в охране природных богатств и они хотят это делать. В детском саду провели акцию «Природа просит помощи!» Родители приняли в ней активное участие. Организовали фотовыставку и объявили о проведении субботников на улицах.
В рамках проекта еще запланированы:
1. Конкурс на лучший детский или семейный рассказ (статью, стихотворение) по экологической проблеме.
2. Организация в ДОУ видеотеки с помощью родителей "Это интересно. Из жизни природы" (о насекомых, птицах, животных, растениях, обитателях водоемов, прудов, о временах года и т. д.)
3. Викторина между детьми "Лучший знаток деревьев".
4. Участие в акции «Посади дерево и сохрани его».
5. Исследовательская работа «В каждой крошке хлеба – труд».
За два года работы над экспериментальной площадкой в старших и подготовительных группах уголок родного края обогатили : фотоальбомом (фотографии детей в национальных костюмах, участвовавших на праздниках и развлечениях, альбомами о вышивке, одежде чувашского народа, книгами чувашских авторов, дидактическими играми, динамическими моделями создания образов-символов чувашского узора, вышивками детей чувашских узоров. Собрали богатый материал для изучения устного народного творчества. Провели конкурс на лучшую народную куклу среди родителей. Каждый воспитанник имеет свое «Родовое дерево». В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Родители продолжают сбор краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Продолжая просвещение родителей, подготовили и провели консультации: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим с природой родного края», «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости». Создание такой развивающей среды в группах способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.
Организовали тесное сотрудничество со школой, библиотекой, Домом культуры. Посещая библиотеку, с детьми познакомились с историей образования г. Чебоксары. Работники библиотеки часто приглашали нас на выставки, для ознакомления детей с чувашской национальной культурой, традициями, рукоделием, известными людьми, книгами, презентациями о родном крае. Сотрудничество со школой дает нам возможность увидеть своими глазами то богатство, которое принадлежало нашим предкам. Провели национальные обрядовые праздники и развлечения, посиделки с детьми и взрослыми. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Привлечение детей к участию на праздниках дает возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха). Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своем крае, природе, о людях.
Каждый год проводим «Неделю чувашского языка» - это большой праздник для детей. Целую неделю дети надевают национальную одежду. Мелодичными песнями, народными танцами, веселыми играми воспитанники радуют сотрудников и родителей. Побывали в гостях, с целью ознакомления национальными блюдами, рукоделием, утварью, традициями и обычаями семьи.
Организовали выставки работ детей и родителей «Асамла чаваш тенчи». Знакомили детей с чувашским узором. Он, пленяя душу гармонией и ритмом, способен увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
С помощью родителей пополнили мини-музей. Развитие музейной педагогики дает возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего, «Чувашская изба» стала комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное – в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно использую предметы чувашского национального быта. Мы считаем, что предметная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой «мёртвую комбинацию» различного оборудования и материалов. Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребёнка в активной и разноплановой деятельности.
В старшей группе возобновили работу кружка «Илемле тере» по обучению детей вышиванию. Вышивать любят не только девочки, но и мальчикам по душе это занятие.
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью : наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю государства, традиции национальной культуры, но должны осознавать, понимать значение природы для человека, активно участвовать в её охране. Как организованный процесс приобщение дошкольников к чувашской национальной культуре, установление связей между состоянием живой природы и отношением к ней человека, представляет собой взаимодействие воспитателей, родителей и детей. Успех осуществляемой работы во многом зависит от личности педагога. Больше всего нам хочется развивать в детях чувство гордости за свою Родину, вызвать в них восхищение творчеством чувашского народа и вместе с тем чувство ответственности за тот кусочек земли, на которой мы живём.
Литература
1. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.
2. Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. - М. : «Просвещение», 1993.
4.. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М. : Издательский центр «Академия»,
5. Жуковская Р. Н. и др. Родной край: пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. - М. : «Просвещение», 1985.
6. Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. : Учеб. -метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.
7. Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд. 3-е. М., 1976.
8. Макаровская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.
9. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. - М. : «Новая школа», 1993.
10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат. центр «Академия», 1999.
11. Николаева С. Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. М., 1993.
12. Николаева С. Н. Юный эколог. Изд. «Мозаика синтез». М., 2004.
13. Николаева Е. К. Использование народных экологических традиций как один из аспектов формирования эколого-гуманитарной культуры. //Этнопедагогика – педагогика жизни: Сборник материалов международной конференции. – Элиста: АПП Джангар, 2001.