Лучший педагог года

Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Мозговая
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Важность экологического воспитания детей, в современном мире переоценивать невозможно. Главной задачей стоит сформировать у детей умение охранять и сохранять среду обитания окружающего мира. Знакомя детей с окружающим миром, требуется постоянное воспитание бережного отношение детей к природе, необходимо раскрыть эстетическое, оздоровительное значение природы в жизни.

Публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

У детей 6-7 лет должны быть сформированы важнейшие представления об уникальности сложности жизни, ее хрупкости и ранимости; о взаимосвязях и взаимозависимости, «полезности» всех природных объектов; о непрерывности жизни.

Экологические представления формируются лишь при непосредственном наблюдении природы, а значит, для этого нужно использовать каждую прогулку, экскурсию, работу по уходу за комнатными растениями. Объектов для наблюдений множество. Приведу несколько примеров:

Представления о сложности, уникальности, хрупкости жизни.

Обучая детей уходу за комнатными растениями, можно наблюдать за растениями. Посмотрите, растения растут в одинаковой земле, поливаем их одинаковой водой, а они разные! У них разные стебли, листья, цвет, их легко отличить друг от друга. Это разные виды.

Откуда берутся живые растения? Можно их сделать на фабрике на заводе? Нет. Можно сделать из бумаги из пластмасса, а живые - нет!

Люди научились строить космические корабли, огромные заводы, самолеты, но создать живой организм оказалось сложнее, потому что, даже маленький живой организм сложнее, чем любая машина.

А легко ли погубить живое растение?

Если несколько дней растение не поливать, оно погибнет. Если поливать каждый день и по многу, оно тоже погибнет. Если зимой поставить на холод ли поставить в темное место – растение погибнет. Растение погибло, сможем ли мы вырастить новое? Да, сможем, при условии, если растение того же вида сохранилось у кого- то, и но даст нам отросток или семена. Если представить себе, что нигде больше такое растение не сохранилось, и наше было последним, то никто никогда на Земле больше его не увидит: оно исчезнет, и восстановить его нельзя. Так бывает в природе. Сейчас многих животных и растений становится на Земле все меньше и меньше. Ежегодно некоторые из растений навсегда исчезают с лица Земли. Вспомните об этом, если захотите сорвать цветок, сломать куст, поймать бабочку или других животных. Уничтоженное растение или животное может быть последним!

Представления о взаимозависимости, полезности всех природных объектов.

Возьмем экскурсию в осенний лес. Обращаем внимание детей на то, как приятно пахнет в лесу опавшей листвой, как шуршат листья под ногами, воздух свеж. Дети вместе со взрослым рассматривают листья, ветки, стволы деревьев, траву. Одинаковый ли рисунок образуют жилки на разных листьях? По форме и по цвету листья одинаковые? Дети трогают ствол, гладят его, сравнивают. У одного ствол гладкий, блестящий, у других – шершавый, матовый.

Если повредить ствол дерева порезать ножом или сломать ветку, дерево будет болеть и может даже засохнуть. Взрослый показывает детям листочек поеденный гусеницей. Это летом его ела гусеница, жук-листоед или другие насекомые. Вредные это насекомые? (Дети отвечают утвердительно.) Значит, лучше, чтобы их не было? Летом у птиц бывают птенцы, птицы кормят своих птенцов насекомыми. Так нужны ли в природе насекомые? Можно сказать, что они вредные. Вот как происходит в природе: дерево кормит своими листьями насекомых,которые нужны птицам.

Осенью насекомых найти трудно: они прячутся в щели, под опавшие листья и засыпают на зиму.

Таким образом, на экскурсии под руководством взрослого фиксирует внимание на своих ощущениях: приятный запах, неповторяющиеся цвета и узоры, шелест и шуршание листьев, разные на ощупъ стволы, ветви, листья. Подводим детей к пониманию явлений в осенней природе. Обращаем внимание на детали, которые часто остаются незамеченными. Заставляем удивиться и обрадоваться открытию связи: растение насекомые птицы, подводим к пониманию того, что нельзя говорить о вредности природных объектов.

Представление о непрерывности жизни.

Для формирования этого представления можно использовать видимые сезонные изменения в живой природе. Зимой парки, леса, кажутся безжизненными. Зимой происходит «умирание» растений и насекомых. Весной они появляются вновь в огромных количествах. Откуда они появляются?

Проверим, мертвы ли растения. На прогулке срежем веточку и поставим в группе в баночку с водой. Понаблюдаем «оживание» ветки, сделаем вывод, что растение зимой спит. Насекомые тоже зим спят, как и растения. Зимой их так же много, как и весной, но их трудно найти, потому что осенью, прежде чем «заснуть» насекомые надежно спрятались. Целенаправленная работа по формированию у старших дошкольников экологических представлений является основным условием воспитания экологической культуры и чувства личной ответственности за состояние природы и подрастающего поколения.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 июня 2024 в 18:24
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Мозговая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 июля. День Нептуна. Передвижка «Правила поведения на воде для детей»

15 июля — это середина лета или по-морскому, экватор. А значит, самое время отметить праздник повелителя морей и океанов, грозного Нептуна. 

12 июля. День косоворотки. Передвижка «Русская рубаха — косоворотка»

 В 2019 году общественные организации России выступили с инициативой празднования Дня косоворотки. Этот праздник призван продвигать положительный образ русской культуры — как в России, так и за...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД