наташа наумова
Проект «Формирование временных представлений у детей с ЗПР» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
по развитию временных представлений
у дошкольников с ОВЗ (ЗПР) подготовительной к школе группы
"Путешествие в страну времени"
Проект разработала :
учитель – дефектолог
Наумова Наталья Анатольевна
2016 год
Содержание
I Пояснительная записка
1.1. Обоснование необходимости проекта
1.2. Цели и задачи проекта
1.3. Участники проекта
Публикация «Проект „Формирование временных представлений у детей с ЗПР“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
1.4. Краткое описание проекта : стратегия и механизмы достижения поставленных целей
1.5. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
1.6. Механизмы оценки эффективности реализации проекта
1.7. Дальнейшее развитие проекта
II Рабочий план
Приложения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют задержку психического развития. Дети с ЗПР имеют низкий уровень знаний, умений и навыков в различных областях и не могут самостоятельно без соответствующего обучения восполнить пробелы в знаниях. Особенно следует отметить большие пробелы в формировании временных представлениий. Знание эталонов времени, умение устанавливать временные отношения, последовательность происходящих событий, причинно-следственных связей между ними, для данной категории детей затруднительно, а порой и невозможно. При сопоставлении программных требований по формированию у детей временных представлений общеобразовательных групп и детей с ЗПР выявляются следующие закономерности: дети массовых групп 5-6 лет называют времена года и их особенности, а дети с ЗПР данного возраста могут указать зиму и лето по описанию, но назвать не могут или называют неверно. Некоторые из детей с ЗПР не могут даже верно указать зиму и лето.
Вопросы изучения особенностей формирования временных представлений и понятий у детей с задержкой психического развития были освещены в работах С. Г. Шевченко, Н. Ю. Боряковой, И. А. Морозовой, М. А. Пушкаревой, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, Т. А. Шорыгиной и ряда других авторов.
Временные представления развиваются медленно, в процессе длительных наблюдений и накопления жизненного опыта. Первые представления о времени дети получают в дошкольный период. Смена дня и ночи, времени года, дней недели и повторяемость режимных моментов в жизни ребенка - все это формирует временные представления.
Дети с задержкой психического развития смешивают понятия время года и месяц, не умеют полно рассказать об отличительных признаках. Рассматривая картинки с изображением времен года дети с ЗПР определяют зиму и лето, как наиболее отличительные времена года, при этом они опираются лишь на 2-3 признака. Часто путают осень и весну, потому что они имеют сходные явления. Им легче отличать явления противоположного характера: холод и жару и т. д. ; часто забывают названия времен года. При этом они могут указать времена года по названию. Осень и весну указывают неустойчиво.
Почему это происходит? У детей с ЗПР, отмечается низкий уровень восприятия. Представление об окружающем мире они способны получить только на основе понимания и ощущения свойства предметов. Испытывают трудности в принятии и переработке информации, целостности восприятия, в пространственном восприятии. Детям с ЗПР характерно недоразвитие высших психических функций: внимание, память, восприятие, мышление. Они быстро утомляются, невнимательны, имеют неустойчивый интерес. В поведении наблюдается повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, негативизм, раздражительность, или наоборот заторможенность, апатичность.
У детей с ЗПР наблюдается сужение объема внимания, неспособность воспринимать в определенный отрезок времени необходимое количество информации, в связи, с чем их деятельность осуществляется в более медленном темпе и продуктивность выполнения заданий значительно ниже. Память детей с ЗПР характеризуется особенностями, которые находятся в определенной зависимости от нарушений их внимания и восприятия, повышенной утомляемости и пониженной познавательной активности. Особенно явно отставание детей с ЗПР заметно при анализе их мыслительных процессов.
Часто дети с ЗПР не выполняют задания из-за неумения организовать свою деятельность, хотя по уровню интеллектуальных возможностей могли бы легко справиться с ним. В условиях индивидуальной работы, когда взрослый организует их деятельность, с тем же заданием справляется.
Рассказ-описание для детей с ЗПР недоступен. Они перечисляют предметы на сюжетной картине и им необходимы наводящие вопросы. Часто при составлении рассказа дети с ЗПР используют перечисления предметов или действий. Преобладающий словарь - существительные, глаголы. Поэтому понимание и употребление временных представлений для них сложно, непонятно.
Без специальной помощи со стороны коррекционных педагогов формирование временных представлений затруднено.
1.2 Для решения данной проблемы, мной были поставлены следующие цели и задачи:
Задачи:
Развивающие:
- Развивать представление о времени.
- Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории (год, месяц, неделя, день недели, названия месяцев и дней недели, сутки, название частей суток, час, минута)
- Формировать предпосылки поисковой деятельности, творческую активность.
Обучающие:
- Дать представление об определении времени с помощью часов, календаря «Дни недели», «Месяцев года», Времен года».
- Систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год, час с точностью до получаса и до четверти часа).
- Научить отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
Воспитывающие:
Воспитывать желание «беречь» время.
1. 3 Участники : дети, родители, педагоги.
1.4 Развитие временных представлений у дошкольников – это одна из сторон математического развития детей. Постигая окружающий мир, дошкольники воспринимают его специфическим образом. Основными особенностями восприятия дошкольниками времени как объективной реальности являются опосредованность, смешение пространственно-временных понятий, отсутствие точного речевого обозначения данных категорий, соподчиненности собственных действий, времени и др. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и “показать”. Поэтому дети категории ЗПР не понимают и сомневаются в его существовании.
Анализ научных работ показал, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. В связи с этим у детей наблюдается смешение временных рамок, что ведет к поиску различных средств, для формирования временных представлений у особенно у дошкольников с ЗПР. Временные представления это один из видов математических представлений, развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной “картины мира”. Основной целью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
Т. Д. Рихтерман выделяет по меньшей степени три различных аспекта временных представлений :
- адекватность отражения временных промежутков и соотнесение их с деятельностью (умение организовывать свою деятельность во времени);
- понимание обозначающих время слов (от более простых “вчера-сегодня - завтра” до более сложных “прошлое-настоящее-будущее” и т. д.);
- понимание последовательности событий, действий, явлений.
При знакомстве с временами года я использую модель времен года :
- Модель «Время года» в виде плоскостной фигуры яблока (понятие «круглый год» - как яблоко). Каждому времени года соответствует свой цвет: зимой все в снегу – белый цвет, лето красивое, знойное, жаркое – красное, осенью листья на деревьях жёлтые – жёлтый цвет, весной ручейки и молодая зелень – зелёный цвет.
- Кукла «Фея природы», которую в начале каждого сезона дети переодевают в соответствующий плащ (всего 4 наряда)
- Каждому времени года соответствует свой вид деятельности: зимой дети лепят снежную бабу или играют в снежки, весной вешают скворечники, летом купаются и загорают на солнце и т. п.
Для того чтобы дети лучше запомнили месяцы,
- В начале каждого месяца я читаю детям главу книги «Синичкин календарь» Виталия Бианки, с соответствующим названием месяца. Из этой книги дети узнают, что такое месяц, название месяца, характерные природные явления происходящие в этом месяце, понятие «хвостик года» - конец года и «клювик года» - начало года и другую информацию, формирующую познавательный кругозор.
- В декабре мы заводим «Календарь ожидания», где ежедневно дети приклеивают один день (эти календари могут быть различными, например: на разлинованный лист наносятся полоски с числами месяца, а затем от разрезанной картинки приклеивается одна часть (день) или на бороде Деда мороза числа месяца и т. д.) В период таких активных упражнений, дети хорошо закрепляют понятия «вчера» - день, который прошёл, «сегодня» - день, который идёт, «завтра» - день, который будет. Также хорошо запоминают дни недели и понятие «неделя». Поэтому с 2017 года я приняла решение ежемесячно вести такой календарь.
- Также, я использую пословицы и поговорки, народные приметы.
Для запоминания последовательности дней недели использую
- Стихотворение Я. Бжехва «Муха – Чистюха», чтение стихотворения сопровождается одновременным показом цветовых символов дней недели действиями героини стихотворения.
- В кабинете дефектолога находится дидактическое пособие «Неделькин дом» (это семь разноцветных куколок с номерами от 1 до 7, дети самостоятельно определяют «какой день сегодня дежурит». Каждый «день недели «имеет свою «шкатулку», где спрятаны части суток (4 квадрата разного цвета).
- «Волшебные круги» (с одной стороны круг разделён на 4 части, это части суток, а с другой на 12 частей, это месяцы).
Также формированию временных представлений помогает рассматривание различных репродукций, картин великих художников, чтение художественных произведений, слушание музыки.
Таким образом, формированию временных представлений у дошкольников подготовительной группы с ЗПР способствуют различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др., которые используются в процессе образования в детском саду.
Данный проект является ДОЛГОСРОЧНЫМ, ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ, ГРУППОВОЙ, рассчитан на детей подготовительной к школе группе с ЗПР.
1. 5 Результативность:
- У воспитанников развито представление о времени.
- Развиты навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
- Сформированы предпосылки поисковой деятельности, творческой активности.
- Имеют представления : «Части суток», календарь «Дни недели», «Месяц года», «Время года».
- Систематизированы и обобщены знания детей о временных отношениях (времена года, части суток, дни недели, месяц, год).
- Дети умеют отражать абстрактные понятия о времени, в конкретных действиях в различных видах деятельности в рамках подготовки к обучению в школе (формирование предпосылок и элементов учебной деятельности).
- Понимают значение выражения «беречь» время.
1.6 Для оценки эффективности реализации проекта, в конце 2016 – 2017 учебного года планируется разработать инструментарий и педагогическую диагностику уровня сформированности представлений о временных представлениях у ребёнка подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития.
1.7 Любые занятия с детьми по развитию связной речи, в том числе, формированию временных представлений, будут наиболее продуктивными при активном участии родителей в процессе обучения. При этом родители должны быть не наблюдателями, а активными участниками игры.
Для этого необходимо:
1. Создать базу коррекционно-развивающей литературы и методических пособий по данной теме.
2. Организовать развивающую площадку по временным представлениям.
3. Оснастить необходимыми играми «Игротеку».
4. Создать картотеку литературы и пособий с аннотациями.
5. Подготовить консультации для родителей на тему «Временные представления у детей с ЗПР» (см. приложение).
6. Проводить регулярные совместные занятия для родителей с участием детей на тему «Формирование временных представлений у детей с ЗПР».
Групповые занятия парной педагогики, которые проводят совместно с родителями дефектолог; индивидуальные занятия, проводимые дефектологом в конце недели при объяснении выполнения домашнего задания по развитию временных представлений, позволят, помочь родителям не только наблюдать за занятием, но и обучать проведению коррекционной работы дома. Также родители смогут получать консультации о приобретении необходимой литературы и игрового материала по теме. Родителям предлагаются варианты использования игр.
II РАБОЧИЙ ПЛАН
Подготовительный этап :
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
2. Поиск адекватных учебной задаче действий
3. Принятие учебной задачи
4. Разработка содержания проекта "Путешествие в страну времени"
5. Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
6. Подбор игр.
Основной этап
Октябрь
Знакомство с уголком времени.
Рассматривание тематических картинок: «Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».
Чтение «Сказка о четырех сестричках – временах года»
Игра «Лови, бросай времена года называй»
Ноябрь
Знакомство детей с приборами для определения времени : различными видами часов и календарей. Обогащение уголка времени.
Сюжетно – ролевая игра «Семья. Распорядок дня».
Дидактическая игра: «Закончи предложение»
Декабрь
«Календарь ожидания»
Чтение книги «Двенадцать месяцев» и просмотр мультфильма.
Январь
Повторение и получение новых знаний о величинах времени.
Учить сопоставлять частей суток и времен года с их отличительными особенностями.
Познакомить с песочными часами и упражнять в том, что можно сделать за это время (2 мин)
Учить определять число, месяц и день недели.
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Закрепить понятия о частях суток.
Февраль
«Календарь ожидания» (23 февраля)
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Закрепить понятия о временах года.
Закрепить изучение последовательности дней недели.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Март
«Календарь ожидания» (8 марта)
Беседа «Немного истории о часах»
Чтение Й. Змай «Часы»
Игра «Заяц, заяц сколько время.»
Инд. работа с детьми (ознакомление детей с деятельностью за четверть часа, пол - часа и за 1 минуту)
Занятие «Учимся определять время с помощью часов»
Опытно-экспериментальная деятельность «Опыт с часами»
Чтение Т. И. Ерофеева «В гостях у гнома-часовщика, или история о том, как не опоздать в школу»
Занятие: Отгадывание загадок о временных понятиях.
Апрель
Конкурс «Сделай часы своими руками» (части суток)
Познакомить детей с истории создания первых часов и дальнейшем их развитии.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории.
Учить определять время с помощью часов
Закрепить понятие времени.
Учить распределять свое время. Воспитывать желание «беречь» время.
Развивать навыки использования в речи слов, обозначающих временные категории
Развивать интерес к математике, представление о времени.
«Календарь ожидания» (к 9 мая)
Заключительный этап
Май
1. Подведение итогов конкурса «Сделай часы своими руками
2. Проведение развлечения «Двенадцать месяцев»
3. Беседа: «Что такое время?»
4. Итоговое занятие по изучению времени.
5. Подведение итогов реализации проекта : сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы ориентируемся во времени».
Список литературы:
1. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст] : практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. Карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.
2. Рихтерман, Т. Д. Формирование приставлений о времени у детей дошкольного возраста / Т. Д. Рихтерман. – М. : Просвещение, 1991.
3. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 5-6 лет в детском саду/Т. Н. Доронова,
4. В. В. Гербова, Т. И. Гризик и др. ; Сост. Т. Н. Доронова. – М. : Просвещение, 1997.
5. Т. Д. Рихтерман «Игры – путешествия в утро, день, вечер, ночь»
6. И. В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток: Учебное пособие для детей»
7. Серия «Папка дошкольника» «Знакомство со временем для детей 3- 5 ти лет» г. Киров.