Ольга Шинкарева
Индивидуальная работа по развитию временных представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа по развитию временных представлений у детей старшей группы
Дни недели
Виды деятельности
Содержание работы
I неделя
понедельник
Утро
Предложить детям для самостоятельной деятельности дидактическую игру «Суточные часы»
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Индивидуальная работа с Машей В. По дидактической игре «Неделька», с целью закрепления названий дней недели.
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
С подгруппой детей провести дидактическую игру «Неделька»
вторник
Утро
По плану воспитателя
ООД
Тема: «Пробуждение весны». Задачи: уточнить знания детей о последовательности дней недели; учить измерять условной мерой объем жидких веществ; закрепить прием сравнения длины и ширины условной мерой; совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа; развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части.
Прогулка
Индивидуальная работа с Колей А. : упражнять в названии дней недели.
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Алисой К. Цель: упражнять в назывании дней недели от любого дня.
Среда
Утро
Предложить детям для самостоятельной деятельности дидактическую игру «Неделька».
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
Индивидуальная работа с Колей А. По дидактической игре «Назови соседей», цель которой заключается в закреплении названий дней недели и их последовательности
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Каких дней недели не хватает?»
Четверг
Утро
Предложить детям дидактическую игру «Который час?» для самостоятельной деятельности.
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
Индивидуальная работа с Колей А. По дидактической игре «Который час?»
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Каких дней недели не хватает?»
Пятница
Утро
Предложить детям для самостоятельной деятельность дидактическую игру «Когда это бывает?»
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
Индивидуальная работа с Колей А. и Машей В. по дидактической игре «Каких дней недели не хватает?»
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
По плану воспитателя
II неделя
Понедельник
Утро
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Когда это бывает?»
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа С Колей А. по дидактической игре «Суточные часы», на закрепление названий частей суток
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Даней С. по дидактической игре «Неделька»
Вторник
Утро
По плану воспитателя
ООД
Тема: «Радуга недели». Задачи: закреплять представления детей о днях недели; закреплять знания о последовательности дней недели; совершенствовать умения детей называть последовательно дни недели.
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Колей А. : упражнять последовательно называть месяцы.
Среда
Утро
Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно», цель: уточнять знания детей о названии дней недели.
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа с Колей А. по дидактической игре «Каких дней недели не хватает?», цели: совершенствовать умение последовательно называть дни недели.
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Артемом Д. По дидактической игре «Неделька»
Четверг
Утро
Дидактическая игра «Что изменилось?», цель: уточнить знания детей о днях недели.
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа с Колей А. по дидактической игре «Неделька»
Вечерняя прогулка
По плану воспитателя
Пятница
Утро
Дидактическая игра «Времена года», цель: учить видеть признаки сезонных изменений в погоде, растениях, поведении птиц и животных.
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа с Колей А. по дидактической игре «Каких дней недели не хватает?»
Вечерняя прогулка
По плану воспитателя
III неделя
Понедельник
Утро
Дидактическая игра «Назови пропущенное слово», цель: закреплять знания частей суток.
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа Алисой К. По дидактической игре «Поставь стрелку правильно»
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Суточные часы»
Вторник
Утро
По плану воспитателя
ООД
Тема: «12 месяцев». Задачи: учить детей устанавливать зависимость между количеством предметов и их стоимостью; устанавливать сходство по внешним признакам; продолжать учить различать и правильно называть месяцы года; закреплять знания детей о последовательности смены времен года.
Прогулка
Индивидуальная работа с Колей А., цель: закреплять знания последовательности дней недели.
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Машей В., цель: совершенствовать умение называть последовательно дни недели.
Среда
Утро
Дидактическая игра «Неделька стройся»
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
Индивидуальная работа с Даней С. по дидактической игре «Поставь стрелку правильно» на уточнение названий дней недели.
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Артемом Д. по дидактической игре «Неделька»
Четверг
Утро
Дидактическая игра «Какое время?», цель: формировать умение определять время по часам
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
Индивидуальная работа с Алисой К. по дидактической игре «Что изменилось?» (дни недели)
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа С Даней С. по дидактической игре «Какое время?»
Пятница
Утро
Дидактическая игра «Что за чем», цель: упражнять детей в последовательном назывании частей суток.
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Что за чем»
Вечер
По плану воспитателя
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа С Колей А. по дидактической игре «Что изменилось?»
IV неделя
Понедельник
Утро
Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно»
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Поставь стрелку правильно»
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Колей А. по дидактической игре «Суточные часы»
Вторник
Утро
По плану воспитателя
ООД
Тема: «Поможем Незнайке». Задачи: закрепить знания детей о последовательности дней недели, месяцев в году; уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны; развивать мышление, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа с Машей В., цель: систематизировать знания о характерных признаках весны.
Вечерняя прогулка
По плану воспитателя
Среда
Утро
Дидактическая игра «Назови соседей» (дни недели)
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Поставь стрелку правильно»
Вечерняя прогулка
По плану воспитателя
Четверг
Утро
Дидактическая игра «Каких дней недели не хватает?»
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа С Колей А. по дидактической игре «Каких дней недели не хватает?
Вечерняя прогулка
Индивидуальная работа с Даней С. по дидактической игре «Что изменилось?»
Пятница
Утро
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
ООД
По плану воспитателя
Прогулка
По плану воспитателя
Вечер
Индивидуальная работа с Машей В. по дидактической игре «Какое время на часах?»
Вечерняя прогулка
По плану воспитателя
КОНСПЕКТЫ ООД по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Конспект комплексного занятия по ФЭМП в старшей группе «Пробуждение весны»
Программные задачи: Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.
Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик - мера.
Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка, геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники.
Ход занятия. Сегодня занятие по математике. Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.
- А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?
- Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на солнышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глазки, поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)
- И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежнику. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно)
Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горевал, что никто ему не поможет.
- Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как вы думаете, что нужно сделать?
- Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.
Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измерения? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика?
- Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько - в банке с голубой.
Дети измеряют и уточняют, что розовой воды - 3 стакана, а голубой воды - 4 стакана.
Что можно сказать? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.
Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И можем спокойно полить подснежник.
- Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать? Что бы мы могли сделать из кирпичиков?
- Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас измерите с помощью условной меры и выложите цифры - протяженность сторон. Первая цифра это - длина, вторая - ширина.
Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.
Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцвести?
- Нужно тучи отогнать от солнышка.
- А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.
№ 1. Подарил утятам ежик
Семь подснежников весенних.
Кто ответит из ребят,
Сколько было всех утят? (7)
№ 2. Шесть веселых медвежат
За подснежником спешат,
Но один малыш устал,
От товарищей отстал,
А теперь ответ найди,
Сколько мишек впереди? (5)
№ 3. Ежик по лесу шел
И подснежники нашел:
Два под березкой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно землю прогревать.
Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти палочек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и поможем. Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верхний угол; на правую сторону листа и т. д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку светить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза людей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти разной геометрической формы. Они действуют тогда, когда разделены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснежник здоровый и красивый.
А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте ему теплицу.
Итог занятия:
- Что нового вы узнали?
- Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Двенадцать месяцев»
Программные задачи:
1. Учить детей устанавливать зависимость между количеством предметов и их стоимостью
2. Учить детей устанавливать сходства по внешним признакам.
3. Продолжать учить детей различать и правильно называть месяцы года.
4. Закреплять знания детей о последовательности смены времен года.
5. Развивать память, внимание, воображение. Образное мышление.
6. Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Демонстрационный материал: модель года с месяцами – вкладыши соответствующего цвета;
Раздаточный материал: цветы 18 шт., монеты, количество которых в 2 раза больше, чем цветов, цветные карандаши, мелки.
Ход занятия. Ребята, сейчас я расскажу вам историю про девочку, а вы внимательно ее послушайте и возьмите по одному сектору – месяцу и составьте модель года.
Декабрь. Холодно. Девочка идет по снегу, слегка укрывшись стареньким платком. Ей нужно, во что бы то ни стало найти подснежники и наполнить ими корзину. Неожиданно она вышла на ярко освещенную поляну и увидела странные фигуры. Она приветливо поздоровалась с обитателями поляны и рассказала им о том, что ей нужно в лесу. Месяцы, а это были они. Стали оживленно и сочувственно переговариваться. (дети берут по одному сектору – месяцу. Составляют модель года и представляют свой месяц). Месяцы, как известно, целый год следуют друг за другом, не опаздывая и не опережая. Месяц Апрель, пожалев девочку, предложил ей свои услуги, ведь подснежники появляются именно в апреле. А для этого ему нужно пропустить несколько месяцев.
- К каким месяцам обратился Апрель с такой просьбой?
Месяц Апрель просит Март поменяться с ним местами, затем – Февраль, Январь, Декабрь. (Дети выясняют, что 4 месяца уступили свое время Апрелю) Апрель позволил девочке набрать корзину цветов.
Девочка принесла цветы домой. Мачеха обрадовалась, но не поблагодарила девочку. Она сразу подумала, прежде всего, о деньгах, ведь за каждый цветок она получит очень скоро 2 монеты. Некоторые цветы были так хороши, что мачеха решила из каждых трех один – самый красивый – оставить себе.
- А теперь объедините цветы, разложите на полу, в группы по 3 и возьмите из каждой группы по 1 цветку. Сколько осталось цветов?
За каждый цветок мачеха получила по 2 золотые монеты.
_ Много или ало? (дети мысленно или практически соотносят цветы и монеты)
- Сколько монет получила бы мачеха, если бы продала и самые красивые цветы? ( возможен перерасчет пар: цветок – монета)
Ребенок может считать так: 1 цветок – 2 монеты.
- А как вы думаете, сколько можно купить бубликов на 2 рубля, 6 рублей, если один бублик стоит 1 рубль?
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Какое это время года?». Я буду показывать картину, а вы поднимете ту табличку, цвет и название которой соответствует этому времени года.
- Молодцы, ребята! Что вам понравилось на нашем занятии? Что нового узнали? Что было трудным?
Конспект занятия по математике в старшей группе
«Поможем Незнайке»
Программные задачи:
1. Закрепить знания детей о последовательности дней недели, месяцев в году.
2. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
3. Развивать мышление, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.
4. Воспитывать навыки самоконтроля пи самооценки.
Демонстрационный материал: Незнайка, картины с изображением весны.
Раздаточный материал: счетные палочки.
Ход занятия: Ребята, посмотрите. К нам пришел в гости Незнайка. Он говорит, что это стихотворение об осени. Послушайте и скажите прав ли Незнайка.
Воспитатель читает стихотворение:
На дворе звенит капель,
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи…
О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались, что в нем говорится о весне?
Вопросы: Какими стали дни весной? Как светит солнце?
Почему растаял снег и лед на реках?
Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой – самым теплым? Какие изменения произошли весной с растениями?
Почему весной начала расти трава?
Почему зазеленели деревья и кустарники?
Какие цветы расцвели первыми? Почему появились насекомые?
Какие птицы прилетели? Почему они вернулись к нам?
Как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны?
Что делают люди весной на полях, в огородах?
Почему весной все хорошо растет?
Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей. Весной солнце светит ярко и посылает на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинах зацвели первые весенние цветы: подснежник, мать – мачеха, ландыш. Распустились цветы на ольхе, иве, орешнике, затем лопнули почки на других деревьях и кустарниках, и они покрылись зелеными листочками. Зазеленела трава. В мае зацветают фруктовые деревья. Цветет черемуха, сирень. Изменилась жизнь животных. Появились насекомые: мухи, бабочки. У белки, зайца, лисы и других зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили ее окраску. У зайца шерсть стала серой, у белки – рыжей. Из теплых стран вернулись птицы и сразу принялись за постройку и ремонт гнезд. Весна – это щедрое время года.
- А сейчас встаньте со своих стульчиков и повторяйте движения вместе со мной.
Физкультминутка: На зарядку солнышко поднимает нас,
Поднимаем руки по команде «раз»,
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде «два».
- Ребята, наш гость – Незнайка, веселый, добрый мальчик и ему кажется, что он все знает. Такой он хвастунишка! Ну, Незнайка можешь ли ты назвать по порядку дни недели?
- Конечно, могу! Воскресенье – день веселья, понедельник, а потом среда – ну это ерунда, а потом суббота - погулять охота. Вот и все!
- Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка ответил на мой вопрос? Надо ему помочь. Назовем дни недели по порядку. Начнем с понедельника.
- А скажи Незнайка, какой день был до понедельника и какой будет после?
- Ха, это просто! До понедельника была пятница, а после понедельника будет среда!
- Опять все перепутал! А вы ребята знаете? (дети отвечают)
- Незнайка, а, сколько месяцев в году, какой месяц идет за каким, какой был предыдущим и какой последующий?
- А этого я не знаю!
-А вы знаете? Сколько месяцев в году, какой первый, какой, предыдущий, какой последующий? А теперь давайте поиграем: я буду называть какой – нибудь месяц, а вы отгадывайте, какой был до него и какой будет следующий. (игра проходит в соревновательной форме. Незнайка играет с детьми).
- Ребята спасибо вам огромное за то, что научили меня сегодня на занятии называть правильно дни недели, месяцы года.
- И тебе незнайка спасибо за то, что ты пришел сегодня к нам на занятие! (Незнайка уходит) ребята, а вам понравилось наше занятие? Какое задание понравилось вам трудным?
Дидактические игры по развитию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дидактическая игра «Суточные часы»
Цель: закрепление частей суток
Оборудование: суточные часы у воспитателя и у каждого ребенка, карточки с названием частей суток.
Ход игры:
Воспитатель ставит стрелку суточных часов на какую – либо часть суток. Дети должны на своих часах поставить стрелку на эту же часть суток, и назвать её.
Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно»
Цель: закрепить знания последовательности дней недели.
Оборудование: большой картонный круг (для воспитателя). Разбитый на семь равных частей; каждая часть изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такие же круги, розданы детям, но меньших размеров.
Ход игры:
Воспитатель ставить стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье. Дети должны на своих кругах поставить стрелки на тот день. Который следует за воскресеньем, т. е. на понедельник.
Дидактическая игра «Который час?»
Цель: развивать умение детей определять время по часам.
Оборудование: циферблаты часов.
Ход игры:
Воспитатель на циферблате ставит стрелки и, обращается к детям, спрашивает: «Который час?». Дети на циферблатах своих часов устанавливают тоже время, называют который час и показывают свои часы. Ребенку, правильно определившему время, даётся жетон. Выигрывает тот у кого больше жетонов.
Упражнение «Поставь по порядку»
Цель: распределить картинки с изображением времен года по порядку.
Оборудование: картинки, на которых изображен пейзаж, характерный для того или иного времени года.
Ход игры:
Карточки поворачиваются лицевой стороной вниз. Играют три четыре ребенка. Первый – берет карточку и кладет ее первой в ряд. Это будет изображение врем года. Второй ребенок берет карточку и кладет ее рядом с первой если она соответствует следующему по порядку времени года. Если карточка не подходит, то ребенок кладет ее перед собой. Карточку берет следующий ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут разложены в правильном порядке, а под ними положены соответствующие каждому времени года картинки.
Упражнение «Какое это время года?»
Цель: называние времен года
Оборудование: у каждого ребенка таблички с названиями времен года; у воспитателя картины с изображением пейзажа, соответствующего каждому времени года.
Ход игры:
Воспитатель показывает картинку, а дети называют время года, которому соответствует эта картина. Один из ребят объясняет, почему он поднял табличку с тем или иным названием.
Упражнение «Живая неделя»
Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я - понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я - вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника, до вторника.