Ирина Ворошилова
Формирование вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование вопросительных высказываний
у детей старшего дошкольного возраста
Ворошилова Ирина Николаевна, учитель – логопед
МДОУ № 15 «Солнышко», г. Бор
«Человек не может состояться как языковая личность, не освоив культуры речевого общения, культуры диалога» (Арушанова А. Г.)
Темочки:
Ребенок по природе своей исследователь. Можно сказать, что познание начинается с вопроса, который направляет мышление ребенка на поиск ответа, пробуждает потребность в познании и приобщает к умственному труду. На протяжении дошкольного возраста происходит количественная и качественная динамика развития детских вопросов. Вопросы ребенка дают возможность судить, какие стороны действительности доступны детскому мышлению, выявляют уровень его осведомленности, являются важнейшим средством активного приобретения новых знаний. Поэтому важно поддерживать у детей стремление задавать вопросы и развивать умение их задавать.
В старшем дошкольном возрасте ребенок способен задавать не только устанавливающие вопросы, но и вопросы-гипотезы, обращать их как к другому лицу (взрослому, так и самому себе. Они задают вопросы, отражающие интерес к слову, языку, проявляя лингвистические интересы.
Однако ученые отмечают, что познавательная активность в форме вопросов к этому возрасту снижается, т. к. дети не владеют способами формулирования произвольных вопросов. Особенно это проявляется в ситуациях, требующих познавательной активности, где часто вместо вопросов следует описание ситуации.
Ряд выдающихся педагогов и исследователей детской речи Е. И. Тихеева, А. М. Бородич, Е. Н. Короткова, Л. Ф. Захаревич, М. А. Васильева, Н. И. Капустина подчеркивают актуальность проблемы обучения детей умению задавать вопросы, предлагают пути побуждения детей к задаванию вопросов как на занятиях, так и в повседневной жизни, однако специальная методика обучения детей вопросно-ответной речи не разработана.
Овладение детьми вопросительной речью рассматривается как условие освоения диалогической речи, как овладение средствами коммуникации.
Нами разработана система обучения детей вопросительным высказываниям, состоящая из трех этапов: аналитического, обучающего и контрольно-диагнстического.
Аналитический этап включает: 1)серию диагностических заданий, провоцирующих детей на обращение к взрослому с вопросами и направленных на изучение степени владения детьми умением строить вопросительные высказывания : «Интересные предметы», «Черный в ящик», «Разложи картинки»; 2)специально созданные игровые ситуации «Вопросы гостю», «Поездка в другой город», «Посещение магазина» и др. ; 3)система исследования речевой активности детей и педагога на занятиях Н. Фландерса.
Обучающий этап предполагал обучение детей вопросительным высказываниям в различных ситуациях общения и развитии их коммуникативно-познавательной деятельности.
Задачи обучения: - развивать и закреплять у детей навыки речевого общения, речевой коммуникации; - активизировать познавательную деятельность; - развивать навыки диалогической речи; - формировать языковые (морфолого-синтаксические, лексико-грамматические) средства построения вопросительных предложений и их интонационной выразительности.
Принципы организации процесса обучения. Наряду с общедидактическими, мы также учитывали принципы логопедического воздействия, разработанные в отечественной педагогике: а)опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства; б)овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений; в) тесная взаимосвязь работы над различными сторонами речи.
Обучение проводилось на общегрупповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях, а также в различных формах совместной деятельности педагога с детьми. Наиболее эффективными методами и приемами обучения были беседы; разыгрывание различных ситуаций общения (взрослый – ребенок, ребенок - ребенок); драматизации; ролевые игры; речевые игры и упражнения; развивающие диалоги; проблемно-поисковые ситуации; экспериментальная и опытническая деятельность; использование элементов ТРИЗа; использование художественной литературы; моделирование.
Важными условиями обучения детей постановке вопросов являются : 1)создание достаточной мотивационно - потребностной базы, т. к. именно она стимулирует речевую инициативу и способствует увеличению количества инициаций-вопросов; 2)соблюдение последовательности обучения детей вопросительным высказываниям : а)понимание вопроса (восприятие); б)репродукция вопроса взрослого; в) инициативное речевое поведение ребенка в ситуациях общения: сначала по модели взрослый – ребенок, затем ребенок – ребенок (сначала у детей формируются коммуникативные вопросы, затем – поисковые); 3)обеспечение дружелюбной, раскованной обстановки, поощрение не только активно участвующих в деятельности детей, но и тех, кто не проявляет в данный момент необходимую инициативу; 4)закрепление формируемых умений в процессе повседневного общения с детьми (в режимных моментах, на других видах занятий, в беседах, при организации игровой деятельности и т. д.); 5)организация предметно-развивающей среды (дидактические материалы и пособия, игры и игрушки, иллюстративно-графический и литературный материал, технические средства). Так, эффективным средством для усвоения детьми вопросительных слов как опорно-смысловых семантических единиц было использование метода наглядного моделирования. В качестве зрительной опоры вводились визуальные знаки (пиктограммы, обозначающие вопросительное местоимение, с которого начинается формулировка вопроса. Пиктограмма вопросительного слова (кто? что? что делает? какой? и др.) изображена на карточке квадратной формы, каждая из которых имеет свой цвет. К каждой карточке прилагаются небольшие фишки того же цвета, которые служат средством, побуждающим детей к задаванию различных по форме вопросов.
На контрольно-диагностическом этапе были подведены итоги работы. Диагностика сформированных умений детей осуществлялась по тем же методикам, что и на аналитическом этапе.
Результатом работы по предложенной нами системе является доведение речевого развития дошкольника до достаточно высокого уровня и в первую очередь его коммуникативной функции речи с учетом индивидуальных особенностей развития. Дети умеют: принимать активную партнерскую позицию при ведении диалога, тактично обращаться с вопросом, строить разные модели вопросительных предложений, владеют интонационными и лексико-грамматическими средствами оформления вопросительных высказываний, активно используют продуктивные поисковые вопросы в познавательно-исследовательской деятельности.
82% детей овладели умением задавать различные контактоустанавливающие вопросы и только 18% детей нуждаются в помощи взрослого. Возросло количество продуктивных вопросов, они проявляются у 80% детей. Речевая активность детей на занятиях увеличилась по сревнению с исходными данными ( от 1: 4 к 2: 2 и 2:3, где первый показатель – речевая активность педагога, а второй показатель – речевая активность детей).
Таким образом, достигнутые позитивные результаты позволяют говорить об эффективности целенаправленной работы по формированию вопросительных высказываний у старших дошкольников. Данная система работы успешно апробирована в течение ряда лет