Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку - дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.
Публикация «Формирование воли у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.
Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно. Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.
Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).
В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом - их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.
Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.
Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.
В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.
Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.
Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.
Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.
А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.
Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность - это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.
О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.